Новости

Казахстанскому бизнесу снизят порог по НДС

С 30 тыс. до 20 тыс. минимальных расчетных показателей

Налог на добавленную стоимость (НДС) в Казахстане равен 12%. В обязательном порядке на учет для его уплаты ставят бизнес, оборот которого превышает 30 тысяч минимальных расчетных показателей (МРП), или 83,34 миллиона тенге в 2020 году. Остальные предприниматели могут встать на учет в добровольном порядке. 

Надо догонять

По оценке Всемирного банка, порог постановки на учет в районе $190 тыс. – это высокое значение по сравнению со среднемировой нормой, которая ниже $100 тыс. Во многих странах ОЭСР и в государствах – соседях Казахстана по региону также применяются более низкие пороговые значения. В России этот показатель равен примерно $25 тыс., в Беларуси – $37,5 тыс., в Кыргызстане – $52,5 тыс., а в Армении – $100,7 тыс. В Швеции, Нидерландах, Германии, Франции и Люксембурге порога и вовсе нет – НДС платят все.

Теперь и министерство национальной экономики инициировало снижение порога регистрации до 20 тыс. МРП. Поправка содержится в законопроекте с изменениями в Налоговый кодекс, который находится на рассмотрении в парламенте республики.

В начале лета 2020 года участники рабочей группы миннацэкономики делали разные предложения по этому вопросу.

Согласно сводной таблице предложений, в МНЭ РК предлагали увеличить ставку НДС с 12 до 16% с 2022 года, а в сенате парламента – снизить порог по регистрации с 30 до 20 тыс. МРП (как сейчас и прописано в законопроекте) и поэтапно повышать ставку до 20%.

3 полоса_Ставка НДС-01.jpg

При увеличении ставки с 12 до 16%, по подсчетам МНЭ, дополнительные поступления в казну могут составить около 1,1 трлн тенге. Снижение порога постановки на учет, которое сейчас и прописано в законопроекте, может дать бюджету, по подсчетам экспертов сената, около 15 млрд тенге за полгода. Для сравнения: в республиканском бюджете на 2020 год поступления от НДС установлены на уровне 3,38 трлн тенге. 15 млрд от этой суммы составят примерно 0,44%.

Выйти из сумрака 

По данным Министерства финансов, к началу октября 2020 года на учете по налогу на добавленную стоимость числились свыше 99,9 тыс. плательщиков, из которых ИП составили почти 14,8 тыс. Под обновленный порог могут попасть еще около 19 тыс. предпринимателей, которые сейчас работают по упрощенному режиму налогообложения. Из них ИП с доходом свыше 50 млн тенге – около 12 тыс., а юрлиц – порядка 7 тыс.

Снижая порог по постановке на учет по НДС, власти параллельно собираются улучшать условия для тех, кто работает с безналичными платежами. Поправки, если они будут приняты в нынешнем виде, могут повысить порог для постановки на учет по НДС для ИП, которые применяют специальный налоговый режим. В действующем законодательстве он равен 114 184 МРП, или 317,2 млн тенге, и его могут увеличить на 10 тыс. МРП, почти до 345 млн. Но этот порог распространяется только на оборот, совершенный в безналичной форме через трехкомпонентную интегрированную систему. Она состоит, напомним, из онлайн-ККМ, POS-терминала и автоматизированной системы учета товаров. Другими словами, новыми поправками власти не только наращивают налоговую базу, но и пытаются вывести бизнес из тени.

3 полоса_Порог постановки на учет-01_0.jpg

По данным Бюро национальной статистики, в 2019 году общая доля ненаблюдаемой экономики в Казахстане составила 23,69%, на сферу оптовой и розничной торговли, где занят в основном малый бизнес, приходится 7,98%. 

Об «антитеневом» характере нормы говорит депутат, член Комитета по финансам и бюджету мажилиса Сергей Симонов. Норма действительно поможет показать более реалистичные обороты бизнеса. Но главное сейчас, по мнению парламентария, – это использование электронных счетов-фактур (ЭСФ), которые стали обязательными для всех предпринимателей – плательщиков НДС с 2019 года. ЭСФ должны выписывать и неплательщики этого налога, если они реализуют импортированные товары.

«Электронные счета-фактуры покажут фактические обороты субъектов предпринимательства. Возможно, даже и без этого снижения порога все вынуждены будут перейти с упрощенки на обычный режим учета налого­обложения», – отметил Сергей Симонов в комментарии «Курсиву».

Использование ЭСФ подразумевает, что бизнес будет «чисто» показывать свои обороты, а не декларативно, как это было ранее, считает депутат.

В Национальной палате предпринимателей выступают против снижения порога по НДС и считают, что это лишь усугубит ситуацию. Бизнес, по мнению исполнительного секретаря НПП Аскара Кысыкова, вероятно, будет уклоняться от уплаты НДС, а потому эффект будет достаточно низким.

«Соответственно, будут занижать обороты и «дробиться». Эта проблема есть и при текущем пороге, и если его снизить, она не исчезнет», – подчеркнул Аскар Кысыков.

Собеседник «Курсива» напомнил, что норма разрабатывалась еще до пандемии. Сейчас же нужно восстанавливать предпринимательскую активность, а предлагаемая норма в целом не соответствует мерам по восстановлению экономического роста. В условиях экономического спада, по мнению Аскара Кысыкова, налоговая политика должна стимулировать бизнес работать на развитие экономики, а не решать фискальные задачи.

«НДС – один из самых сложно администрируемых налогов. Предприниматели, особенно малый бизнес, стараются избегать его. В связи с этим прорабатывается вопрос введения режима розничного налога, который может заменить НДС для малого бизнеса. Можно платить розничный налог с оборота и при этом не быть плательщиком НДС, даже если ты превышаешь порог», – отметил исполнительный секретарь НПП.