Ресурсы

Почему казахстанское высшее образование – это симулякр

Авторская колонка управляющего партнера Khalykbergen Strategy Communications Нуркена Халыкбергена

Казахстан испытывает острейший кадровый голод, ведь достаточно коснуться любой отрасли экономики, как мы упремся в отсутствие людей – специалистов, способных мыслить и действовать в масштабах страны, не говоря про мировую конкуренцию на глобальных рынках. 

Государственный аппарат на протяжении долгого времени решает проблему формирования кадрового резерва для ключевых институтов государства и общества. Экономика предприятий в отсутствие качественных специалистов не может преодолеть границы регионов и областей, считанные единицы смогли подняться до республиканского масштаба, а вот бизнесов, способных достойно представлять нашу страну на международном рынке, слишком мало. Все дело в образовании, а, точнее, в отсутствии конкурентного образования.  

Мы живем в парадоксе, фейке, неполноценной копии – симулякре: госорганы отчитываются, что у нас все прекрасно в образовательной отрасли, только постоянного международного признания как не было, так и нет. Есть яркие вспышки наших талантов и в бизнесе, и в образовательных достижениях, однако все чаще они происходят вопреки обстоятельствам, а не благодаря нашей системе образования. 

Цель чиновников понятна: долгое время они были заняты лишь одним – увеличением расходов государства на образование. Средняя стоимость платного обучения за последние пять лет выросла почти в два раза, и это на фоне беднеющего населения. А качество образования только снижается. Еще одним фейком остается академическая свобода вузов: далекие от науки чиновники согласуют преподавателей, программы, численность педагогов и многое другое. Есть даже цифра в 80% свободы вузов, только непонятно, в чем она выражается. 

Кто в этом виноват? Если коротко, то государственный стандарт, который присутствует в нашей системе образования на уровне ДНК. В начале прошлого века образовательный стандарт нужен был, чтобы массово вывести из неграмотности большое количество людей. Для этого все должны были ходить строем и вставать, когда заходит учитель. Эволюционный рывок произошел, люди умеют читать и писать, но стандарты остались; они созданы для среднего студента по стране, а каждый из нас личность – мы все уникальны и не все подходим под усредненные стандарты. Эти стандарты применяются и к вузам, выпускники которых сегодня обладают знаниями уровня учащегося профтехучилища. 

В казахстанской системе высшего образования в настоящее время происходит деградация и застой: вузы обеспечивает лишь базовую грамотность выпускников, они не готовы к рыночной экономике знаний. По данным сетевого образовательного сообщества «Метаверситет СПб», «базовая грамотность – это то, что должны знать все трудоспособные граждане, чтобы участвовать в общественной жизни и производстве: умение читать, писать и считать. Эта грамотность обес­печивает работников экономики индустриальной: они в состоянии прочитать и понять инструкцию, записать необходимое, произвести стандартные алгоритмические мыслительные процедуры». 

Исследователи Метаверситета отмечают, что экономика знаний требует большего. Во-первых, командной работы (раньше – работа в коллективе, подчинение), во-вторых, творческой работы (раньше требовалась исполнительская точность) и, в-третьих, постоянного переобучения (раньше – профессия на всю жизнь). 

У нас нет пока экономики знаний, но ее можно создать, дав рынку саморегуляцию. Поэтому я последовательно отстаиваю мысль дерегуляции казахстанской отрасли образования. Либерализация отношений на образовательном рынке приведет за собой конкуренцию, которая естественным образом усилит предложение качественных знаний. Вузы будут предлагать лучшее, чтобы получить себе больше студентов. Начнется конкуренция дипломов и постоянное самосовершенствование образовательных учреждений. 

Когда экономика получит много образованных молодых людей, изменится наша жизнь. Таков простой рецепт счастья: не нужно помощи, не мешайте рынку работать.