Новости

Автопаркам Уральска выделили 400 млн тенге субсидий

Перевозчики говорят об убытках из-за простоев в период пандемии

Пассажироперевозчики Уральска заявили об убытках, вызванных ситуацией с пандемией коронавируса. Акимат сообщает, что субсидии для перевозчиков увеличивают каждый год.

24 ноября 2020 года главный санитарный врач Западно-Казахстанской области (ЗКО) выпустил постановление, которое разрешает автобусам работать с максимальным выходом на линии в часы пик, с заполняемостью строго по посадочным местам. На конечных остановках должна проводиться дезинфекция, допуск пассажиров – только в масках.

Жители Уральска регулярно жалуются в отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Уральска на бездействие госслужащих в части контроля над заполняемостью автобусов.

«Я каждый день езжу на работу и с работы, автобусы переполнены. Люди не вмещаются, стоят, плотно прижавшись друг к другу. Пассажиры носят маски спущенными. Защищаются так не от вируса, а от штрафов. Акимат не проверяет автобусы, они работают так, как им выгодно – стараются получить прибыль в часы пик, в другие часы выпускают на линию не все автобусы. В чем смысл закрытия школ, рынков и кафе, если не обеспечивается социальное дистанцирование в автобусах?», – задается вопросом Светлана Мукаева, жительница Уральска.

Компании-перевозчики не согласны с замечаниями и уверяют, что не нарушают карантинный режим, напротив – автобусы не заполняются, поэтому они несут убытки.

«Пассажиропоток снизился на 30% – нет школьников, студентов, людей старше 63 лет. Автопарк несет потери. Во время режима ЧП у нас был простой, после этого разрешили работать только по будням, увеличились расходы на дезсредства. Мы вынуждены снизить количество автобусов на линии. К примеру, маршрут №7 до карантина обслуживался 33 автобусами, сейчас – 24. Маршрут №6: было 22 автобуса, сейчас – 16. В автопарке работают только собственные автобусы, 60% привлеченных частников остались без работы. Однако у нас нет переполненных автобусов, мы следим за этим – выпускаем автобусы на линию равномерно, с разрывом в 8 минут», – говорит Тулебай Саткулиев, заместитель руководителя ТОО «Акжол-Авто», которое занимается перевозкой пассажиров.

По его словам, потери автопарка не покрывают госсубсидии на убыточные маршруты, поэтому автопарк вынужден сдавать в аренду цеха и привлекать рекламодателей.

«Рентабельность нашей компании с начала пандемии снизилась на 40%. Мы запрашивали 1,6 млрд тенге на покрытие расходов автопарка на убыточные маршруты, но выделили только 1-2% от этой суммы. Это не реабилитировало нас, но позволило не выйти на просрочку по кредитам, которые мы брали для покупки новых автобусов. Скоро мы будем подавать заявку в акимат на субсидии – 2 млрд тенге, расчет составляется на основании анализа убытков этого года», – говорит Саткулиев.

В отделе жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Уральска подтвердили информацию о жалобах горожан на несоблюдение перевозчиками карантинного режима.

«Мониторинговая группа регулярно проверяет автобусы, 23 водителя оштрафовали за несоблюдение карантинных мер. Однако у нас мало специалистов, чтобы проверять чаще, и мы не можем быть уверены в стопроцентном соблюдении всех санитарных мер», – говорит заведующий сектора отдела Алмаз Ахошев.

По информации чиновника, из-за снижения пассажиропотока на 30% сократилось число автобусов, обсуживающих городские маршруты.

«До карантина на линии регулярно выходило 420 автобусов по 29 городским маршрутам, сейчас их 300. Автопарки ушли в минус из-за простоев в период пандемии. Акимат выделил субсидии в размере 400 млн тенге, до нового года выделит еще около 100 млн тенге», – говорит Ахошев.

По его словам, эти субсидии не направлены на устранение последствий пандемии. Это дотации, выделяемые ежегодно на убыточные маршруты.

«В этом году размеры субсидий возросли. В 2017 году их общий размер составил 34 млн тенге, в 2018 – 171 млн, в 2019 году – 220 млн», – говорит Алмаз Ахошев.

Экономист Алмас Чукин считает, что властям необходимо контролировать общественный транспорт.

«Обслуживание внутригородского транспорта – это, прежде всего, социальные услуги, а потом уже бизнес. Я считаю, что субсидии можно давать автопаркам, ведь это стратегические предприятия, без которых город встанет. Однако необходимо учитывать их потери во время пандемии, исходя из реальных данных. Можно возмещать потери, но не делать им прибыль», – говорит Чукин.