Ударив по традиционным для премиальных товаров рынкам в Европе и Северной Америке, пандемия стала причиной падения продаж дорогой одежды, обуви, часов и аксессуаров. Однако на ряде развивающихся рынков, в частности, в Китае, продажи в этом сегменте, наоборот, быстро растут. Примечательно, что аналогичный тренд наблюдается и в Казахстане.
По данным компании Bain & Co, мировой рынок товаров класса люкс в текущем году может просесть на 25% и сократиться до 226 млрд евро. Для сравнения, в 2019 году объем этого рынка составил 281 млрд евро.
Впрочем, уже сейчас видны признаки восстановления, и к 2025 году объем рынка товаров премиум может превысить 350 млрд евро. Как отмечают аналитики Freedom Finance, наиболее быстро растет китайский рынок, доля которого к 2025 году может составить 41% от общемирового рынка.
Рост продаж товаров высшего ценового сегмента отмечается и в Казахстане. Как рассказала «Курсиву» Айжан Абушеминова, директор бутиков Hermès и St.Louis & Puiforcat, несмотря на пандемию, спада продаж компания не зафиксировала.
«Рынок люкс всегда был наименее подвержен рыночным колебаниям и в этом году мы также видим рост продаж. Во многом такой спрос объясняется тем, что наши клиенты обладают определенной устойчивостью к подобным обстоятельствам и стремятся поддерживать привычный уровень потребления», — говорит представитель Hermès в Казахстане.
Не последнюю роль при этом, по мнению Абушеминовой играет и то, что, несмотря на пандемию и сложности в Европе, марка Hermès остается верной своим ценностям, продолжая обновлять коллекции из предметов высокого качества, что клиенты, безусловно, очень ценят.
Аналогичная ситуация сложилась и на отечественном рынке премиальных часов, когда из-за ограничений на международные перелеты европейские рынки и популярные среди казахстанских покупателей магазины оказались закрыты. По мнению Елены Кривцовой, директора часового департамента компании Premier Group, благодаря этому luxury-ориентированные отечественные клиенты обратились к внутреннему рынку, который конкурентен с точки зрения ассортимента и, к тому же, зачастую придерживается более выгодной ценовой политики.
«Несомненно, любой кризис всегда настораживает и заставляет взглянуть на мир другими глазами. Если рассматривать Казахстан в период пандемии, то я могу отметить, что на сфере luxury он отразился положительно благодаря огромному спросу, который имеется внутри страны», — говорит она.
Тяга к прекрасному или инвестиции?
Наладив в XIX веке производство конской упряжи и аксессуаров для конного спорта, компания Hermes сегодня производит широкую гамму товаров, от классических шелковых платков и упряжи до мебели, и так же, как и много лет назад, главный акцент делает на высокое качество и особый стиль. Спрос на уникальные товары в стиле Hermès настолько велик, что компания даже открыла новый Департамент спецзаказов, где мастера бренда создают для клиента уникальные предметы в единственном экземпляре.
«Традиционно ключевой элемент в производстве Hermès – это ручной труд, когда благодаря синергии работы дизайнеров и мастеров рождаются неповторимые по качеству продукты Hermès. По сути, речь идет об уникальной ДНК, которую без труда можно увидеть во всех без исключения коллекциях Дома – именно она несет в себе информацию о стиле, не подвластном времени», — рассказывает Айжан Абушеминова.
Сегодня Hermès продает в Казахстане практически все то, что есть и в других магазинах марки – женскую и мужская одежду, обувь, разнообразный шелк, ювелирные изделия, посуду, кожаные изделия, парфюмерию и многое другое. Но есть и небольшие отличия: к примеру, в казахстанских бутиках больше одежды соответствующей местному климату – изделия из кашемира и теплые платки.
«Мы сами отбираем товары для казахстанских бутиков и могу сказать, что, несмотря на распространенные заблуждения, многие предметы Hermès – например, стильный платок или изящный кожаный ремень — может себе позволить практически любой поклонник бренда», — отмечает Абушеминова.
В Казахстане также представлены разнообразные часовые бренды и модели, которые по мнению Елены Кривцовой объединяет одна общая характеристика.
«Классические часы – это вообще привлекательный сегмент премиальных товаров в том числе и как некий объект инвестирования, что в определенном смысле приравнивает их к золоту и драгоценным камням. По нашему опыту в условиях нестабильной экономики люди, имеющие определенные средства, стараются купить нечто не подверженное рыночным колебаниям», — добавляет она.
Особое «ДНК» премиальных товаров
По мнению экспертов, одной из главных особенностей премиальных товаров, которая собственно и обеспечивает высокие продажи даже в период экономических потрясений, является особая ДНК, которая сквозь различные эпохи несет в себе закодированную информацию о стиле предмета и делает его неподвластным времени.
«Hermès присуще постоянное стремление к творческому поиску – Дом всегда открыт новым идеям. Ежегодно бренд объявляет тему года, вокруг которой создаются коллекции, делаются показы и оформляются витрины бутиков. Текущий 2020 год объявлен годом Инноваций, и компания уже представила такие товары, как алюминиевые браслеты, седло без видимых швов и платок-carre с двусторонней печатью», — рассказывает Айжан Абушеминова.
К слову, масштабное переосмысление продуктовой линейки в Hermès произошло после того, когда компанию возглавил Аксель Дюма, а креативным директором дома стал Пьер-Алексис Дюма. Этот невероятный дуэт практически полностью изменил политику бренда, поставив перед дизайнерами задачу шагать в ногу со временем.
«Nautilus у Patek Philippe, Royal Oak у Audemars Piguet, Reverso у Jaeger-LeCoultre, Big Bang у Hublot – это все классические часы, которые легко узнаваемы, надежны и самое главное всегда остаются в цене», — говорит Кривцова.
В часовой индустрии также идет постоянная эволюция механизмов и дизайна. Как отмечает Елена Кривцова, планка совершенства в часовом деле еще не преодолена.
«Мир не стоит на месте, каждый день появляются новые возможности, необычные материалы, рождаются талантливые инженеры и изобретатели, ведь всегда можно немного выйти за рамки классики, если сделать это со вкусом», — считает она.
«Разумеется, мы не вправе решать за своих потомков, какие часы будут носить они, но мы можем выбирать, какое наследие им передать. И в этом случае классические наручные часы – это настоящее произведение искусства, а людям нравятся часы, ценность которых со временем только растет, тогда как даже самые современные гаджеты актуальны лишь до тех пор, пока они в моде, а затем быстро меняются на новые», — отмечает Елена Кривцова.
Пожалуй, лучше всего этот настрой отражает слоган часовой мануфактуры Patek Philippe: «Часы Patek Philippe никогда не принадлежат только вам. Вы храните их для будущего поколения».