За двадцать лет работы во Всемирном банке я наблюдал несколько глобальных кризисов, но последние оценки социальных и экономических последствий пандемии COVID-19 повергли меня в шок. Хотя в Нур-Султане, где я сейчас работаю, еще рано говорить о последствиях пандемии во многих областях, однако уже ясно, что влияние на результаты обучения учащихся будет весьма серьезным.
Система образования в Казахстане сталкивалась с вызовами еще до начала пандемии. До вспышки COVID-19 шесть из десяти учащихся в РК были функционально неграмотными – и это в стране с уровнем дохода выше среднего, где среднестатистический ребенок завершает 13,7 лет обучения в школе. Пандемия грозит привести к функциональной неграмотности еще более 100 тыс. учащихся.
Функциональная грамотность – это не то же самое, что «обычная» грамотность. Грамотные учащиеся вполне могут запомнить названия большинства столиц мира или выучить наизусть периодическую таблицу Менделеева. Однако они не могут применить полученные знания – по математике, естественным наукам и чтению – в повседневной жизни, чтобы работать на профессиональном уровне и преуспевать как личность и гражданин.
Недавние оценки Всемирного банка по Казахстану также показывают, что в результате пандемии показатели обучения снизятся на 8 баллов по шкале PISA. PISA – это Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся, в рамках которой оцениваются навыки по математике, чтению и естественным наукам среди 15-летних подростков.
Что еще хуже – эти потери и негативные последствия особенно ощутят на себе и без того уязвимые категории учащихся. Закрытие школ даже на непродолжительное время увеличит разрыв в успеваемости по чтению между детьми из бедных и богатых семей на 18%, как это видно из наших оценок на графике ниже.
Неравенство и «четыре Казахстана»
Географическое неравенство зачастую усугубляет социальное. Неравномерный и неравный ландшафт развития человеческого капитала в Казахстане был представлен Центром исследований и консалтинга в ходе обсуждения Индекса человеческого капитала, организованного Казахстанским институтом стратегических исследований при президенте Республики Казахстан в начале октября этого года.
По мнению аналитиков центра, в стране сосуществуют «четыре Казахстана», каждый с разным уровнем доходов, рождаемости и продолжительности жизни и другими показателями, влияющими на индекс. Было поразительно видеть огромные различия между четырьмя регионами: например, по уровню доходов существует четырехкратная разница между регионами с высокими и низкими показателями, по рождаемости север страны можно сравнить с Европой, в то время как юг отражает тенденции стран с низкими доходами, а северо-запад Казахстана по продолжительности жизни схож со странами Африки.
Результаты PISA аналогичным образом подтверждают различия в уровне человеческого капитала по Казахстану – согласно исследованию, регионы с низкой успеваемостью отстают от регионов с высокой успеваемостью в среднем на четыре года обучения, демонстрируя слабые результаты как в сельских, так и городских школах, в то время как в регионах с наиболее высокой успеваемостью наблюдается наибольший разрыв между сельскими и городскими школами. Северный Казахстан является вдохновляющим примером региона, где и общий уровень успеваемости по региону высокий, и разрыв между городскими и сельскими школами – один из самых незначительных.
Настораживает также разрыв между лучшими и слабоуспевающими учениками. Взять, к примеру, Назарбаев интеллектуальные школы (НИШ) – сеть из 22 высококонкурентных школ для наиболее способных учеников в возрасте 5–18 лет. Учащиеся НИШ опережают своих сверстников на 124 балла PISA, что соответствует почти трем годам обучения. Что касается функциональной грамотности, то успеваемость учащихся из НИШ также разительно отличается от среднего показателя по стране: согласно результатам PISA за 2018 год, всего 6,2% учащихся НИШ были признаны функционально неграмотными в сравнении с 64% по стране. Высокая успеваемость небольшого числа учащихся – это хорошо, и к таким результатам следует стремиться и дальше, однако Казахстану также необходимо повышать средний уровень навыков как для обеспечения большего равенства, так и для достижения уровня развития, к которому стремится страна.
Перспективы развития человеческого капитала
Если по расчетам показателей ожидалось, что ребенок, родившийся в Казахстане до вспышки COVID-19, сможет реализовать только 63% своего потенциала, насколько пандемия еще больше ограничит его/ее возможности? И в какой степени эти потери в образовании повлияют на конкурентоспособность и производительность экономики в будущем?
Значение Индекса человеческого капитала отражает, насколько продуктивным станет ребенок в будущем, если он будет полностью здоровым и образованным. С 2010 по 2020 год Индекс человеческого капитала Казахстана продемонстрировал небольшой рост – с 59 до 63 пунктов – в основном за счет улучшения показателей здоровья, таких как увеличение выживаемости взрослого населения и снижение отставания в развитии среди детей младше пяти лет.
Поскольку продолжительность и качество обучения в школе связаны со способностью генерировать доход в будущем, закрытие школ, вероятно, снизит доходы тех, кто с этим столкнулся. По нашим оценкам, в Казахстане в результате четырех месяцев закрытия школ в марте – июне 2020 года будущие доходы этого поколения могут сократиться на 2,9%, что является эквивалентом общих экономических потерь до $1,9 млрд ежегодно.
Для государства, стремящегося войти в группу 30 наиболее развитых стран к 2050 году, укрепление человеческого капитала является неотложной задачей. Казахстан – самая большая страна, не имеющая выхода к морю, а также самая малонаселенная страна в мире, и для обеспечения роста она не может полагаться только на природные ресурсы или на рынки густонаселенных регионов.
Что необходимо предпринять?
В целях улучшения человеческого капитала Казахстан планирует увеличить финансирование сферы образования с нынешних 3,4 до 7% ВВП к 2025 году. Это отрадная инициатива, которая позволит стране приблизиться к среднему показателю ОЭСР по расходам на образование, однако важно обеспечить, чтобы данные инвестиции были эффективными и приносили пользу всем детям.
Для сглаживания последствий удара пандемии по образованию потребуются приверженность и постоянный мониторинг на самых высоких уровнях правительства. Усиленный мониторинг эффективности, оценка, наставничество и подотчетность могут помочь школам и учителям добиться результатов.
Проект модернизации среднего образования, реализуемый при поддержке банка, уделяет особое внимание вопросам повышения качества и равенства, особенно среди уязвимых школ. Первоначальная структура проекта была направлена на повышение качества и равенства в начальном и среднем звеньях образования, особенно среди сельских и уязвимых школ.
В настоящее время вместе с правительством Казахстана мы ищем пути адаптации проекта с тем, чтобы помочь решить конкретные проблемы равенства образования, возникшие в результате кризиса COVID-19.
В частности, Казахстану необходимо будет решать проблему растущего разрыва в обучении, который усугубился в связи с закрытием школ во время пандемии. Программа восстановления в части обучения должна включать в себя углубленную оценку этого разрыва, а также ускоренную подготовку учителей, увеличение охвата учащихся, нуждающихся в поддержке, реализацию программы интенсивного дополнительного обучения и постоянный мониторинг процесса восстановления обучения.
Такой подход может помочь эффективно противостоять вызову «четырех Казахстанов» в период после пандемии и преодолеть растущее неравенство в обучении, особенно среди наиболее бедных и уязвимых слоев населения страны.
*Статья была опубликована на странице блогов Всемирного банка