Золотые мальчики «Формулы-1»
«Формула-1» с каждым годом все более и более соответствует своему прозвищу – «королевские автогонки». Попасть сюда за счет таланта становится сложнее, зато в серии уже успела побывать целый отряд детей миллиардеров и просто миллионеров.
На этой неделе очередным баловнем судьбы и родительского состояния стал россиянин Никита Мазепин – он подписал контракт со скромной американской командой Haas, которой в эпоху пандемийного кризиса очень нужны деньги. Занятно, что напарником Мазепина в Haas в сезоне 2021 года будет Мик Шумахер – представитель гоночной династии сын легендарного Михаэля Шумахера и племянник Ральфа Шумахера. Естественно, Мик тоже не беден, но его путь в «Ф-1» более классический – все-таки в уходящем году он выиграл чемпионат «Формулы-2». Тут надо уточнить, что Мазепин там же занял третье место, но разница в том, что без отцовских миллионов россиянин в «королевских гонках» вряд ли бы оказался. Как нет там вице-чемпиона «Ф-2» британца Каллума Айлотта.
Не нужно думать, что проблема эта новая. В «Формуле-1» всегда хватало пилотов, которые или которым, по сути, купили место в команде. Для них даже придумали термин pay driver (в русскоязычном варианте – рента-драйвер). То есть гонщик, за участие которого в чемпионате заплатили. Справедливо это или нет, вопрос спорный, ведь «Ф-1», строго говоря, мало похожа на спорт – от уровня команды и качества машины успех зависит гораздо больше, чем собственно от человека. Однако ситуация движется к тому, что рано или поздно «Формула-1» вообще превратится в гонки миллионеров.
Проблему еще два года назад обрисовал чемпион мира-1997 и также представитель гоночной династии Жак Вильнев: «Сейчас у вас должно быть столько же денег, сколько у Стролла, чтобы заниматься автоспортом. Нужно потратить 200-300 тысяч долларов на выступления уже в картинге. Если успех даже 12-13-летних ребят зависит от денег, то у просто талантливого гонщика нет шанса заявить о себе. В «Формулу-1» попадают лучшие гонщики «Формулы-2», лучшие из богатых, но не самые талантливые на планете. Раньше у ребят, имевших талант и страсть, но не деньги, был шанс. Сейчас его нет».
В качестве символа нового течения канадец Вильнев упомянул своего соотечественника Лэнса Стролла – достаточно сказать, что отец купил ему… целую команду.
Фото: funformula.one
Пилот: Лэнс Стролл
Достижения в «Ф-1»: 3-е места на Гран-при Азербайджана в 2017 году и Гран-при Италии в 2020-м.
Отец: Лоуренс Стролл. Состояние – $2,6 млрд.; разбогател на инвестициях в мир моды – в бренды Pierre Cardin, Ralph Lauren, Tommy Hilfiger, Michael Kors.
Прогресс Лэнса Стролла – это история не только про деньги, но и про грамотно выстроенную стратегию развития. Начав, как и все, с карта, канадец в 18 лет стал чемпионом «Формулы-3» и сразу перескочил в «Формулу-1», получив место в Williams, что, разумеется, не было бы возможно без денег отца. В «королевских гонках» Лэнсу удалось показать себя с лучшей стороны: в Баку в 2017-м он стал самым молодым новичком на призовом подиуме в истории «Ф-1». Суммарно же за сезон Стролл набрал 40 очков, финишировав 12-м в итоговом зачете. Следующий год Лэнс провел не столь удачно, но параллельно в «Ф-1» напрямую зашел его отец. Лоуренс Стролл купил загибавшуюся от кризиса Force India, которая позже превратилась в Racing Point. Вряд ли вы удивитесь, узнав, что с 2019 года одним из пилотов этой команды является Лэнс Стролл. В 2021-м Racing Point сменит имя на легендарное Aston Martin, а напарником Стролла-младшего и фактическим ментором станет не кто-нибудь, а четырехкратный чемпион мира немец Себастьян Феттель!
Фото: xpbimages.com
Пилот: Николя Латифи
Достижения в «Ф-1»: 11-е места на трех гран-при сезона-2020.
Отец: Майкл Латифи. Состояние – $2 млрд; основатель и владелец продуктовой компании Sofina Foods.
В отличие от Лэнса Стролла, к которому в «Формуле-1» относятся с легкой завистью, но без неприязни, сына другого канадского миллиардера, Николя Латифи, в гонках откровенно не любят. Связано это, прежде всего, с вызывающим поведением 25-летнего пилота. Уже по возрасту (тогда ему было 24), в котором Латифи дебютировал в «Ф-1», можно понять, что большим талантом он не является. Николя четыре сезона «промариновался» в «Формуле-2», пока, наконец, не занял там итоговое второе место. Дорога в «королевские гонки» оказалась открыта: с Латифи подписал некогда славный, а ныне проблемный Williams. Перед началом 2020 года дефицит бюджета команды составлял более $20 млн, так что пройти мимо контракта с Николя британцы никак не могли. Латифи привел с собой целый ряд спонсоров, прямо или косвенно связанных с его отцом. За сезон-2020 новый пилот Williams не заработал ни одного очка, но это вряд ли кого-то расстроило в команде. Лишь заставило журналистов поиронизировать над ранними словами Латифи, где он сравнивал себя с молодыми талантами «Ф-1». К слову, Майкл Латифи уже серьезно вложился в McLaren Group, и угадайте, в какой команде Николя наверняка окажется через сезон-два.
Фото: F1news
Пилот: Никита Мазепин
Достижения в «Ф-1»: нет.
Отец: Дмитрий Мазепин. Состояние – $1,5 млрд; председатель совета директоров компании «Уралхим».
В конце октября убили Александра Петрова – отца первого российского гонщика в «Формуле-1» Виталия Петрова, соревновавшегося в 2010-12 годах. Петров-старший, совладелец множества крупнейших предприятий Ленинградской области, всю карьеру поддерживал сына. Злые языки после убийства Александра стали говорить, что в свое время на выступления Виталия работал весь Выборг. Непростой отец и у Даниила Квята – башкирский бизнесмен и политик Вячеслав Квят, который, видимо, настолько ударно трудился в курултае Башкортостана, что в 2006 году вся семья переехала в Италию ради гоночной карьеры сына. Квята, проведшего в «Ф-1» семь сезонов, в 2021 году в «королевских гонках», скорее всего, не будет. Зато там появится другой россиянин – Никита Мазепин, попавший в Haas. Ключом к повышению 21-летнего пилота стало третье место в «Формуле-2» и, конечно, миллионы отца. Haas – одна из слабейших команд «Ф-1», у нее нет титульного спонсора – только деньги владельца, американца Джина Хааса, который, конечно, хочет разделить финансовое бремя, тем более, если есть желающие. Таким образом, Haas подписал талантливейшего Мика Шумахера (чемпион «Формулы-3» и «Формулы-2») и Никиту Мазепина, который тоже неплохо гоняется, но все же ключевым фактором в его подписании стали не результаты.
Фото: LAT
Пилот: Шон Гелаэль
Достижения в «Ф-1»: нет.
Отец: Рикардо Гелаэль. Состояние – $225 млн.; «король» индонезийского фаст-фуда.
Чтобы не принижать уровень Никиты Мазепина, напоследок пример того, что в «Формуле-1» все же нельзя (по крайней мере, пока) очутиться лишь благодаря деньгам. С 2017 года вокруг да около «Ф-1» ходит индонезийский гонщик Шон Гелаэль. Ему уже 24, четыре сезона, как и Николя Латифи, он «обкатывался» в «Формуле-2». Однако, в отличие от канадца, никаких успехов там не добился, заканчивая чемпионат на 15-20-м местах. Три года Гелаэль участвует в тестах команды Toro Rosso, но из-за низких результатов пробиться в основной состав, несмотря на все вложения отца, не может.