Какие страны и когда планируют достичь углеродной нейтральности

Опубликовано (обновлено )
Казахстан к 2060 году

Казахстан присоединяется к странам, которые намереваются достичь углеродной нейтральности после 2050 года. 

Республика достигнет углеродной нейтральности к 2060 году, заявил президент страны Касым-Жомарт Токаев, выступая на виртуальном саммите по климатическим амбициям на прошлой неделе. Также республика увеличит посадку деревьев для секвестрации углерода (поглощение CO2 растениями).  

«Я хочу подтвердить нашу строгую приверженность борьбе с изменением климата и наше стремление принимать целенарпавленные действия в рамках Парижского соглашения. Мы берем на себя обязательства достигнуть углеродной нейтральности к 2060 году. Для этого Казахстан примет амбициозную, долгосрочную стратегию для снижения выбросов и декарбонизации нашей экономики», — сказал Токаев, выступая на саммите по климатическим амбициям по видеосвязи, приуроченном к пятилетней годовщине принятия Парижского соглашения по климату. 

Помимо Казахстана своими планами по достижению углеродной нейтральности, на прошедшем саммите, поделились также Финляндия — к 2030 году, Австрия — к 2040 году и Швеция — к 2045 году. Кроме того, ранее Великобритания обещала сократить эмиссии CO2 в ближайшие пять лет на 68%, а весь Евросоюз на 55%.
 
Что касается крупных развивающихся экономик, Пакистан отказывается от строительства новых угольных электростанций, Индия намерена в два раза перевыполнить план по строительству ВИЭ. Китай к 2030 году на 25% увеличит долю альтернативного топлива в энергетике, а углеродной нейтральности достигнет до 2060 года. 

Кроме того, ранее о планах стать углеродно-нейтральными заявляли Исландия, Япония и Южная Корея. 

Что касается крупнейшей экономики мира, то новая администрация США во главе с избранным президентом Джо Байденом уже заявила, что намерена вернуть Штаты в Парижское соглашение. Сейчас отдельные американские штаты создали коалицию по борьбе с изменением климата в ответ на решение действующего президента Дональда Трампа в 2017 году выйти из Парижского соглашения. 

Как ожидается, на следующем Всемирной климатическом форуме ООН в Глазго, который перенесли на 2021 год из-за пандемии коронавируса, все страны Парижского соглашения представят свои обновленные обязательства по борьбе с изменением климата. 

kakie-strany-i-kogda-planiruyut-dostich-uglerodnoj-nejtralnosti.jpg

Миссия выполнима

Как отметил на саммите президент Токаев, в области экологии перед Казахстаном стоят две задачи: увести экономику от опоры на ископаемое топливо и одновременно бороться с изменением климата. На данный момент в Казахстане около 70% электроэнергии и тепла генерируется сжиганием угля.  Кроме того, уголь полностью удовлетворяет потребности в топливе коммунально-бытового сектора и населения. 

Следует отметить, что согласно определению ООН, углеродная нейтральность не означает, что эмиссии CO2 будут сведены к нулю. Это предполагает, что объем выбрасываемых парниковых газов не будет превышать тех объемов, которые в состоянии поглотить природа (леса и океаны). Предполагается, что таким образом, парниковые газы не будут попадать в атмосферу.
 
В Казахстане правительство намерено постепенно переходить на более экологичные источники энергии. Например, доля ВИЭ в общей генерации в стране должна вырасти с текущих 3% до 10% к 2030 году, и 50% к 2050 году с учетом альтернативной энергетики, к которой относится и атомная. Также в Казахстане форсируют постепенный перевод ТЭЦ и промышленные объекты с угля на более экологичный газ. 

По мнению директора российского информационно-аналитического центра «Новая энергетика» Владимира Сидоровича, достичь климатической нейтральности для Казахстана к 2060 году вполне реально. 

«Напомню, Китай также взял обязательство достичь углеродной нейтральности к 2060 году, а там гораздо больше населения, экономика более крупная. Казахстан обладает большой территорией и довольно низкой плотностью населения. В стране отличные солнечно-ветровые ресурсы. Поэтому есть все условия для развития возобновляемой энергетики, которая не сталкивается в Казахстане с такими пространственно-территориальными ограничениями, как, например, в Европе или в Японии», — сказал он в комментарии «Курсиву».  

Проведенные аукционы по отбору проектов ВИЭ в Казахстане показали, что солнечная и ветровая энергетика обладают потенциалом для дальнейшего снижения затрат, считает Сидорович. Кроме того, добавил он, как показывают расчеты по другим странам, переход к климатической нейтральности создает стимулы для развития новых секторов экономики Казахстана. 

«Такой переход может создать дополнительную стоимость и дополнительные рабочие места даже с учетом потери рабочих мест в секторах по добыче и переработке углеводородов», — заключил эксперт.

Читайте также