В Казахстане приняли поправки в закон «Об электроэнергетике», стимулирующие строительство маневренных мощностей.
В Казахстане при общем профиците производства электроэнергии – до 2 тыс. МВт в определенные часы – не хватает маневренных мощностей. Это приводит к дисбалансу энергетической системы во время пиковых нагрузок. Сейчас нехватка электроэнергии покрывается за счет импорта из России. В прошлом году республика купила у РФ 1,132 млрд кВт/ч при общем объеме потребления в 105,2 млрд кВт/ч.
Минэнерго РК инициировало поправки в законы, чтобы изменить ситуацию.
Неравный спрос
Проблема пиковых нагрузок и необходимости маневренных мощностей для их покрытия связана с особенностями функционирования системы электроэнергетики. В любых сетях, в том числе в единой энергосистеме (ЕЭС) Казахстана, потребление в течение суток неравномерное: падает ночью, возрастает к началу рабочего дня и достигает пика в вечерние часы. В энергетике, в отличие от многих других производственных отраслей, невозможно убрать излишек продукции на условный склад и взять его оттуда в момент возникновения дефицита. Предложение должно совпадать с потреблением, тогда электроэнергетическая сеть работает стабильно. В противном случае происходит ее разбалансировка и как результат – блэкаут. Решают проблему пиковых нагрузок как раз определенные виды генерации электроэнергии, которые принято называть маневренными мощностями.
В АО «KEGOC», системном операторе, управляющем национальной энергосетью, «Курсиву» сообщили, что в Казахстане отклонения производства-потребления от плановых значений последние пять лет составляют в среднем 500 МВт, максимально – до 1 ГВт.
«Отклонения вызваны отсутствием в ЕЭС Казахстана достаточного объема маневренных мощностей», – подтвердили в KEGOC. Для понимания масштабов: общая установленная мощность электростанций в Казахстане на начало 2020 года, по данным АО «КОРЭМ», составляла 22,9 ГВт.
Ситуацию в Казахстане осложняют аварийные остановки оборудования электростанций и высокие темпы ввода объектов ВИЭ, чья генерация нестабильная и зависит от погодных условий, а значит, тоже требует балансировки. Учитывая планируемый рост ВИЭ в стране (до 3% от общего объема генерации в 2020 году, 10% – в 2030-м и 50% – в 2050 году), Казахстану будет требоваться все больше маневренных установок.
Кто может сгладить пик
К маневренным мощностям относятся гидроэлектростанции (ГЭС) и газотурбинные электростанциии (ГТЭС). Именно они помогают покрыть скачки потребления в пиковые часы и балансировать нестабильную электроэнергию, вырабатываемую возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ), поскольку этим видам электростанций, в отличие от угольных, не требуется много времени для выдачи электроэнергии в единую систему – 15–20 минут для ГТЭС и около двух минут для ГЭС.
В 2019 году основная часть генерации (81,1%) в стране приходилась на традиционные тепловые электростанции (уголь). Остальной объем производства электроэнергии распределен между ГЭС – 9,4%, ГТЭС – 8,5%, ветровыми (ВЭС) – 0,6% и солнечными электростанциями (СЭС) – 0,4%. Получается, что на условные маневренные мощности в Казахстане приходится только 17,9% генерации. Норматив для стабильно работающей системы – 20% от введенной мощности электростанций всех типов.
Казахстан нуждается в строительстве маневренных мощностей на 1–1,5 тыс. мегаватт как минимум, считает глава «Казахстанской электроэнергетической ассоциации» Аскербек Куанышбаев. «Вопрос (маневренной генерации. – «Курсив») обсуждается давно, но конкретного документа нет. При этом сейчас разрабатывается концепция развития гидроэнергетики, есть план мероприятий до 2030 года. Если гидроэнергетика будет быстро развиваться, на 3–4 тыс. мегаватт дополнительно, это хорошо», – считает он.
Новые правила
Поскольку маневренные установки в основном задействуют во время пиков, стоимость такой энергии должна быть выше обычной, а государство пытается сдерживать тарифы для потребителей. Поэтому строить маневренные мощности у производителей электроэнергии стимула не было. Поправки в закон «Об электроэнергетике» меняют ситуацию.
Закон теперь позволяет применять для владельцев маневренных мощностей тот же механизм, что используется для строительства новых проектов ВИЭ. Оператор рынка централизованной торговли электрической энергией и мощности АО «КОРЭМ» будет проводить аукционы по отбору проектов по строительству маневренных мощностей. Регулятор в лице Минэнерго будет определять победителей исходя из предложенной компаниями цены за киловатт-час.
Для действующих ВИЭ, отобранных на аукционах, регулятор определил гарантированный тариф на покупку их электроэнергии на 15 лет. Конкретное предложение для желающих строить маневренные мощности еще не сформулировано – механизм покупки маневренной генерации будет уточнен в 2021 году. Также Минэнерго предстоит решить, какие виды генерации, кроме ГЭС, смогут участвовать в аукционах.
Пока Минэнерго уверенно только в ГЭС, поскольку строительство новых газотурбинных электростанций связано с рядом нюансов. Во-первых, если строить газовые станции на западе, необходимо построить линию энергопередачи до дефицитного южного региона. Если же строить ГТЭС на юге, возникает необходимость прокладки трубопровода для транспортировки сырья с запада в южную зону. Во-вторых, газ для Казахстана – выгодный экспортный товар, который приносит доходы в валюте. С другой стороны, водные ресурсы Казахстана ограничены, и с ростом потребления в будущем газовую генерацию все равно придется подключать.
По словам министра энергетики Нурлана Ногаева, энергетики уже ставят перед ведомством вопрос «о снижении цены на газ, чтобы получить достаточно конкурентоспособную электроэнергию». «Избыток электроэнергии у нас сейчас в центральной и северной части страны. Предлагается вариант строительства маневренных мощностей на западе, но по прогнозу дефицит энергии возможен на юге», – сказал он на встрече с энергетиками на прошлой неделе.
Глава Минэнерго сообщил, что один из игроков на рынке намерен построить ГЭС на 250 мегаватт в Шымкенте.
Кто построит маневренные мощности
«Курсив» опросил крупнейших энергетических и промышленных игроков Казахстана об их планах по строительству маневренных мощностей. В государственном энергохолдинге АО «Самрук-Энерго» «Курсиву» сообщили, что компания рассмотрит возможность участия в аукционах на строительство маневренной генерации, если такие будут объявлены регулятором. «Учитывая, что строительство маневренной генерации требуется в основном в южных регионах страны, компания рассматривает вопрос реализации таких проектов, как строительство контррегулирующей Кербулакской ГЭС, модернизация Алматинской ТЭЦ-3. На стадии инициации находится проект по строительству гидроаккумулирующей электростанции. Реализация проектов позволит обеспечить около 900 мегаватт регулировочной мощности», – сообщила «Курсиву» директор департамента «Развитие рынка» АО «Самрук-Энерго» Гульжан Налибаева.
Крупнейший поставщик электроэнергии в республике – горно-металлургическая Eurasian Resources Group (ERG) рассматривает строительство новой парогазовой установки (ПГУ) мощностью 450–500 мегаватт в Шымкенте на предприятии ТЭЦ АО «3-Энергоорталык». Однако проект не будет участвовать в ожидаемых аукционах на строительство маневренной мощности. «Такое строительство осуществляется вне конкурсного отбора, поскольку потребители страны, не входящие в группу ERG, не будут участвовать в оплате этой мощности», – уточнили в ERG на запрос «Курсива».
Об еще одном участнике рынка, который намерен построить ГЭС на 250 мегаватт в Шымкенте, сообщил глава Минэнерго, но конкретных данных не представил.
В последнее время на рынке появились солнечные электростанции (СЭС) с накопителями энергии, которые в некоторых случаях можно использовать как маневренную генерацию. Ряд представителей казахстанского рынка ВИЭ уже изъявили желание участвовать в аукционах проектов маневренных мощностей.