Почему казахстанский ретейл не приветствует российские сети
Казахстанский ретейл не развивается несколько лет. Помимо внутренних проблем появились опасения, что на рынок зайдут крупные российские компании. Почему сейчас не время для их появления в Казахстане, участники рынка обсудили на open space о конкуренции в торговле, организованном 25 декабря агентством по защите и развитию конкуренции РК.
На тысячу казахстанцев, по данным агентства, сейчас приходится 42 кв.м. торговых площадей. Для сравнения, самый высокий показатель плотности в Норвегии – 857 кв.м. на тысячу жителей, в Великобритании – 234 кв.м. В список стран с наименьшей плотностью входят Украина и Греция – 59 кв.м. и 56 кв.м, соответственно.
Кроме того, количество этих площадей несколько лет остается практически неизменным, что свидетельствует о низком уровне развития ретейла. Так, с 2016 года количество торговых объектов, площадью больше 2000 квадратов уменьшилось на пять, а общая площадь сократилась на 28,5 тыс. кв.м. Сейчас в стране 263 таких объекта общей площадью 1,1 млн кв.м. Из них 136 (630,6 тыс. кв.м.) специализируются на продуктовом ретейле. Подавляющее количество больших магазинов приходится на Нур-Султан и Алматы – 116.
Агентство по защите и развитию конкуренции посчитало, что на казахстанском рынке всего четыре крупных сети, которые активно расширяются в том числе в регионах. Это SMALL (96 филиалов в 17 городах), Magnum Cash & Carry (83 филиала в 9 городах), «Анвар» (37 филиалов в 7 городах) и германская сеть МЕТRО Cash & Carry (6 филиалов в 6 городах). Еще два иностранных ретейлера ушли из Казахстана – Carrefour и «Рамстор». Одна из самых больших гипермаркетов Green сменил концепцию на «магазины у дома».
Развитию ретейла, по мнению участников рынка, поможет отмена ценовых ограничений (пороговые цены на социально значимые продуктовые товары (СЗПТ), ценовое регулирование, обязательное заполнение 30% полочного пространства продукцией отечественного производства) и внедрение инновационных бизнес-технологий, которые уже отработаны крупнейшими зарубежными ретейлерами.
Например, было предложено создать приложение «Площадка цен», где по фото выдаются адреса точек с минимальными ценами, открывать жесткие дискаунтеры и «магазины без излишеств» с системой продаж как на складе.
Особое внимание участники open space уделили перспективе появления в Казахстане крупных российских игроков. Первые сообщения о том, что X5 Retail Group (владеет сетями «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» и «Чижик») ведет переговоры о выходе на казахстанский рынок, появились в казахстанских СМИ в начале декабря.
В самой компании почти сразу заявили, что у них в ближайших перспективах развития – Сибирь, а другие территории детально не оценивались. Но председатель агентства по защите и развитию конкуренции Серик Жумангарин вновь поднял тему рисков, которые грозят рынку в случае прихода столь крупного игрока.
«Есть риски, поскольку «Пятерочка» хочет войти на рынок Казахстана. Лично я ознакомился с ее работой, с генеральным директором разговаривал: 920 магазинов хочет построить за несколько лет. Причем большие оптово-логистические склады планирует поставить на территории России. Соответственно, наши оптово-распределительные центры, которые министерство торговли сейчас собирается делать, окажутся под угрозой, потому что товарные потоки изменятся», – сказал Серик Жумагарин.
По данным агентства по защите и развитию конкуренции, приход одной только X5 Retail Group может создать перекос на казахстанском рынке. У российской компании уже налаженное производство продуктов и высокая скорость открытия новых филиалов. Существенно отличаются инвестиционные возможности и возможности фондирования, разные масштабы экономики.
По словам председателя союза торговых сетей и предправления Magnum Cash&Carry Азамата Османова, приход иностранных игроков повлияет не только на цены в магазинах, но и на ассортимент. У иностранной сети обязательно есть некий процент товара, который она будет продвигать на местном рынке. По мнению Османова, «Рамстор» ушел из Казахстана именно потому, что не смог достаточно продвинуть турецкие товары – окупаемость была в два раза ниже, чем на родине.
«Масштаб играет большую роль, особенно когда речь идет о сложнейшей логистике. Мы приветствуем любую сеть – французскую, китайскую или из другой страны – у которой есть свои стандарты, которая может оказать влияние на производителей. Но когда речь идет о партнерах из ЕАЭС, в частности из России. У нас и без присутствия российских сетей доля российского производителя в товарообороте доходит до 30%», – считает Османов.
По его словам, X5 Retail Group или «Магнит», в случае выхода на казахстанский рынок даже не придется строить новые склады. У них уже есть распределительные центры вдоль границы с Казахстаном. Их окупаемая зона достигаемости – 500 км. Сети смогут покрыть запад, север и восток страны, открыв до тысячи магазинов за один-два года.
«Сейчас федеральные сети заканчивают «окучивать» Сибирь. Дальше неосвоенными остаются только Хабаровский край и Владивосток. Казахстан привлекательнее с экономической точки зрения, чем дальнейшее продвижение на Восток.
Соответственно, это вопрос времени, когда они зайдут. Но чем позже, тем лучше для наших производителей, поверьте. У наших сетей сейчас нет нужной доли централизации и логистических мощностей. Есть фрешовые категории, в которых покупатель всегда будет выбирать местную продукцию – молоко, например.
Но есть другие категории (кондитерка, нонфуд, бакалея и так далее), где с приходом российских сетей об отечественном производстве можно будет забыть. Все эти годы эта категория поддерживалась госпрограммами.
Но через несколько лет после входа российских сетей все эти программы можно будет списать – до конца не окрепнув, не научившись работать с организованной торговлей, эти предприятия не смогут встать с колен», – уверен Азамат Османов.
Участники конференции также озвучили основные препоны, которые мешают отечественным производителям появляться на полках местных торговых сетей. Это — ограничение доступа для неизвестных брендов, навязывание маркетинговых услуг, возврат непроданных продуктов и отсрочки в платежах, ретро-бонусы за ввод новинок, предоставление товарной площади или размещение рекламного оборудования.
Они также обозначили основные барьеры для развития ретейла в целом: экономические (снижение покупательской способности и рост потребительских цен), административные (процедуры получения земельных участков, ценовое регулирование на СЗПТ, предельную цену которого определяет государство).