Международный валютный фонд (МВФ) опубликовал список тем, ставших в 2020 году самыми популярными у читателей блога этой организации. Все аналитические статьи имеют общий инфоповод – экономические и социальные последствия пандемии коронавируса.
1 место. Глобальная экономическая неопределенность
Материал был опубликован в разгар карантина – в апреле, когда ни ученые, ни аналитики не могли дать ответы на главные вопросы. Насколько серьезными будут последствия пандемии и когда она закончится? Для инвесторов из разных стран эта информация была важна при принятии дальнейших решений.
Чтобы определить уровень тревожности, эксперты МВФ разработали новый индикатор – мировой индекс пандемической неопределенности (WPUI). Его рассчитали во временном отрезке с 1996 года, инструментом стали страновые отчеты международного аналитического центра Economist Intelligence Unit. После того, как был составлен график WPUI, эксперты МВФ увидели, что неопределенность в 2020 году значительно выше, чем в периоды вспышек других заболеваний. График индекса WPUI можно посмотреть здесь.
2 место. Безработица
Эта статья вызвала интерес читательской аудитории, так как она была основана не на констатации фактов о темпах роста безработицы, а содержала в себе инсайдерскую информацию. В ней речь шла об особенностях удаленных форматов занятости, которые в период пандемии стали самыми востребованными.
Автор материала на диаграммах показывает, что безработица среди профессий, допускающих «хоум-офис», в период пандемии выросла гораздо меньше, чем в традиционных форматах занятости.
3 место. Богатство
Статья о том, почему богатые в кризис становятся еще богаче. В материале речь идет не о том, как кто-то наживается на человеческих бедах, а о принципах инвестирования, которые выбирают обеспеченные люди.
4 место. Спад туризма
Туристические зоны, экономика которых построена в большинстве своем на продаже товаров и услуг гостям, испытали шок от последствий пандемии COVID-19. По данным из отчета МВФ, убытки в таких странах как Коста-Рика, Греция, Марокко, Португалия, Тайланд к концу года превысят 3% от ВВП. Это приведет к дефициту бюджетов и снижению экспорта. Неопределенность прогнозов в этой сфере на 2021 год оставляет такие же неясные перспективы развития турзон.
5 место. Цифровой разрыв
Доступ к высокоскоростному интернету в периоды социальной изоляции стал ключевым фактором для развития, занятости, образования детей, здравоохранения. Поэтому те страны, в которых доступность цифровых технологий ниже, продемонстрировали более низкие показатели производительности.
«Цифровой разрыв больше похож на пропасть как внутри стран, так и между ними», — считает автор статьи Мерседес Гарсия Эскрибано.
В статье карта доступности интернета в разных странах. Почти половина государств на планете находятся в красно-желтой зоне. Это значит, что доступ во всемирную сеть в них имеют половина, а то и меньше, граждан. Казахстан, согласно данным МВФ, находится в зеленой зоне (доступ имеют от 60 до 80% жителей).
6 место. Поддержка уязвимых
Статья о том, как коронакризис повлиял на многие страны, столкнувшиеся с резким падением ВВП и дефицитом бюджета. Международные институты развития, правительства стран G20 оказывают финансовую поддержку наиболее пострадавшим из-за COVID-19 секторам.
«Однако большая часть такой поддержки в настоящее время постепенно сокращается, и многие льготы, такие как денежные переводы домохозяйствам, отсроченные налоговые платежи или временные ссуды предприятиям, истекли или должны истечь к концу этого года», — говорится в тексте.
Главный посыл материала таков: кризис еще не закончился, продолжайте помогать.
7 место. Как старение населения влияет на экономику
Тему подняли два японских автора Дзиро Хонда (экономист) и Хироаки Миямото (профессор Токийского университета). Они исследовали проблему фискальных стимулов в разных странах и сделали следующие выводы. Те государства, в которых больше процент стареющего населения, не получат выгоду от налогово-бюджетных преференций. Экономика в таких странах менее динамична, госдолг выше. И, соответственно, ситуация обратна, где молодежи больше.
Обсуждение экономических последствий «старения», по мнению авторов, важно при анализе перспектив. В течение следующих 30 лет более чем в 20 странах мира доля иждивенцев превысит 50%, а в некоторых — и 70%.
8 место. Настоящая инфляция
Рассматривая тему инфляционных процессов, аналитики МВФ поняли, что нельзя брать за основу только индексы потребительских цен. Они, на самом деле, не отражают реальной картины изменения структуры расходов. Экономисты фонда поменяли методологию расчетов и поняли, что инфляция в течение первых трех месяцев пандемии была на самом деле выше, чем считали ранее. Подробности здесь.
9 место. Ресайклинг
Проблема накопления и переработки твердых бытовых отходов рассматривается с точки зрения финансовых стимулов. Рассказывается, как с помощью новых видов налогов (на пластиковые пакеты) и повышение доли ресайклинга некоторые страны значительно сократили свои полигоны ТБО. Приводятся интересные примеры.
10 место. Мнение об автоматизации
Нередко тема роботизации техпроцессов преподносится в СМИ в негативном ключе. Это связано со страхами о потере работы. Однако авторы блога МВФ в своем исследовании опровергли это утверждение. В ходе работы над проектом, основанном на опросе работников из разных стран, они выяснили, что на самом деле негативно относятся к роботизации только те специалисты, которые имеют низкую степень защиты труда, не уверены в будущем. Те респонденты, которые довольны своей работой, уровнем компетенции и доходов, как правило, более позитивны в мнениях.