Уровень тарифов на перевозки грузов в вагонах и контейнерах с 1 января 2021 года повысился в среднем на 13%. Основная причина роста тарифов – новая инвестпрограмма КТЖ.
Железнодорожный тариф на перевозку грузов включает в себя тариф на услуги магистральной железнодорожной сети (МЖС). Доля этой услуги в конечном тарифе составляет около 40% в зависимости от расстояния и вида груза.
Комитет по регулированию естественных монополий утвердил повышение тарифов МЖС на 39%, чтобы нацкомпания «Казахстан темир жолы» смогла в ближайшие пять лет выполнить инвестпрограмму на 562,3 млрд тенге, 422 млрд из них перевозчик должен потратить на капремонт почти трех тысяч километров путей, заменив деревянное основание путей на железобетонное, которое прослужит дольше.
Инвестиции в обмен на тариф
В заявке в антимонопольное ведомство КТЖ просила утвердить инвестпрограмму на 618,7 млрд тенге (484 млрд тенге – на капремонт путей), а повышение тарифа на МЖС – на 42,8% в 2021 году. Общий тариф КТЖ на грузоперевозки в таком случае увеличился бы в 2021 году на 15%. В 2022–2025 годах тарифы на МЖС должны были увеличиваться на 12% ежегодно.
Утвержденный в итоге тариф привел к росту стоимости грузоперевозок в 2021 году на 13%.
Конечная стоимость железнодорожной грузоперевозки для потребителей считается по сложной формуле и зависит от дальности маршрута, вида груза и прочих составляющих. Есть понижающие коэффициенты на перевозку социально значимых грузов (уголь, зерно и продукты перемола) и повышающие, например на сырую нефть. По данным КТЖ, 78% всего грузооборота в 2019 году было перевезено по тарифам ниже себестоимости, а группа компаний получила 70,2 млрд тенге убытка.
Предыдущие тарифы на МЖС и инвестпрограмма были утверждены в 2015 году. В период действия этих тарифов с 2016 по 2020 год у КТЖ, по ее собственным данным, наблюдался недостаток средств для покрытия операционных затрат и финансирования инвестиционной программы из-за того, что фактические расходы с каждым годом росли больше, чем было заложено в тарифе.
Как следствие, операционные и инвестиционные расходы финансировались не только за счет доходов от регулируемых услуг МЖС, но и за счет доходов от транзитных перевозок (тарифы не регулируются государством) и заемных средств. Эта же практика будет продолжена и с новыми, повышенными тарифами на МЖС, говорит заместитель председателя правления КТЖ Даир Кушеров. По его словам, чтобы покрыть все операционные и инвестиционные затраты, тариф на МЖС нужно было повысить на 67%.
Клиентские возражения
При первом рассмотрении заявки КТЖ осенью 2020 года исполнительный директор Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Николай Радостовец заявлял, что повышение железнодорожных тарифов должно происходить в пределах уровня инфляции, которая прогнозируется правительством и Нацбанком в диапазоне 4–6% в 2021–2022 годы и 4–5% в 2023 году.
«Мне не очень понравилось, что заложено ежегодное повышение на 12% тарифа на МЖС. Почему 12%? Мы видим, что уровень инфляции заложен (в ближайшие годы. – «Курсив») от четырех до шести процентов. Значит, КТЖ закладывает тариф в два раза выше уровня инфляции», – сказал он в ходе публичных слушаний в конце октября.
По мнению Радостовца, КТЖ подало заведомо завышенную тарифную заявку. Председатель КРЕМ Асан Дарбаев в ответ на это обещал детально изучить обоснованность предложенных затрат и учесть интересы и перевозчика, и его клиентов. «Мы понимаем, что надо обеспечивать интересы наших экспортеров, для того чтобы их товары были более конкурентоспособны, и обеспечивать объективную доходность национального оператора по перевозкам», – сказал он.
Стоимость перевозки грузов внутри страны, на экспорт и импорт включает в себя тарифы на услуги МЖС, локомотивной тяги, грузовой и коммерческой работы и ставки по предоставлению собственниками в пользование грузовых вагонов и контейнеров. Все тарифы кроме ставок по пользованию вагонами устанавливаются Комитетом по регулированию естественных монополий.
«Исткомтранс», один из самых крупных частных операторов подвижного состава в Казахстане, в 2021 году не менял ставку за пользование собственными вагонами, но рост тарифов КТЖ в стоимость услуг заложил. В результате в компании в первой декаде года наблюдали отток клиентов, которые не ожидали такого роста тарифов. «Тарифы подняли почти на 13%. Грузоотправители с этой пандемией не справились, а еще и тарифы подняли. Никто не может принять эти тарифы – для всех это сильно накладно», – сообщил представитель «Исткомтранс», отметив, что речь идет о повышении на все виды перевозимых компанией грузов (отруби, мука, железорудный концентрат, хлопок). Другой крупный казахстанский частный оператор сообщил «Курсиву», что в среднем тарифы КТЖ, состоящие из тарифов на МЖС и локомотивную тягу, выросли на 13–18% в зависимости от расстояния. «Мы считаем, что в среднем тариф увеличился на 13–18% в зависимости от расстояния. Максимально на 18%. Максимально – это на маленькое расстояние», – сказал собеседник.
Потребительский опыт
В Комитете по регулированию естественных монополий «Курсиву» сообщили, что перевозка социально значимых товаров – угля (чувствительного товара для энергетики и ГМК) и зерна – подорожает в 2021 году в среднем на 4–6%. По мнению Евгения Карабанова из Зернового союза, повышение ж/д тарифов увеличит себестоимость продукции из зерна (муки, круп, комбикормов) на внутреннем рынке.
«Повышение тарифов КТЖ на услуги МЖС отразится на всей экономике, в первую очередь на перевозке во внутриреспубликанском сообщении. Стоимость товара (из зерна. – «Курсив») за счет повышения стоимости доставки (зерна. – «Курсив») поднимется», – сказал он в комментарии изданию.
Зерновой экспорт, по оценке Карабанова, в объемах из-за роста тарифов на железнодорожные перевозки не потеряет. Но либо продавцам придется подвинуться в закупочных ценах на зерно, либо импортерам покупать по более высоким ценам, которые будут учитывать подросшие транспортные расходы. «На сегодняшний день удельные затраты на транспортировку с севера на юг, если мы говорим о внутриреспубликанском сообщении, составляют около 6%. Если мы говорим об экспорте в направлении Узбекистана, Таджикистана, Афганистана, то железнодорожный тариф составляет около 7% от общей стоимости товара. Поэтому даже незначительное повышение отразится в целом на общей ситуации на рынке», – сказал Карабанов.
В конечной цене металлолома стоимость перевозки занимала около 40% еще по тарифам прошлого года, сообщил председатель Республиканского союза промышленников вторичной металлургии Владимир Дворецкий. Он отметил, что и более низкие тарифы, которые действовали в 2020 году, делали нерентабельной поставку металлолома на определенных внутренних маршрутах. «Есть области, из которых отгрузка лома на отечественные заводы нерентабельна по причине высоких тарифов на перевозку. Они съедают всю прибыль, и это становится убыточным», – прокомментировал Дворецкий «Курсиву».