Истории

Как бренды превращают мусор в кутюр

Почему знаменитые марки перешивают старые вещи и используют пластиковые отходы

Какой будет модная индустрия после пандемии? Выживет только сильнейший. Согласно прогнозам агентства McKinsey, 30% крупнейших мировых модных компаний не переживут кризис. По оценкам одного из лидеров международного консалтинга BCG, только к середине 2020 года убытки модной индустрии в общей сложности составили $640 млрд.

При этом у карантина есть и неожиданно-положительный результат. Впервые за много лет у брендов и потребителей появилась возможность взять паузу и подумать. В результате и те, и другие поняли, что участвуют в марафоне, который, по сути, никому не нужен и наносит вред окружающей среде. Иными словами, сегодня в мире слишком много одежды и обуви. Гораздо больше, чем нужно.

Поэтому девизом 2021 года, скорее всего, станет принцип трех R (Reduce, Reuse, Recycle – уменьши потребление, используй заново, переработай). Но не как результат пандемии, а как итог многих предыдущих лет. Пандемия, как и любой кризис, просто четко выявила проблемы отрасли. В том числе те, что мешают ей стать экологичнее.

Самый модный пакт

В августе 2019 года на саммите стран Большой семерки в Биарицце был подписан Fashion Pact G7. Инициаторами пакта стали президент Франции Эммануэль Макрон и генеральный директор корпорации Kering Франуса-Анри Пино. Миллиардер и глава конгломерата, в который входят Gucci, Saint Laurent и Bottega Veneta, уже несколько лет «образцово-показательно» переводит свою корпорацию на рельсы устойчивого развития.

kak brendy prevrashhayut musor v kutyur.jpg

Президент Франции Эммануэль Макрон и генеральный директор Kering Франсуа-Анри Пино. Фото с сайта myseldon.com

Пакт подписали 32 модные компании, и, хотя их соглашение не является юридическим обязательством, проверки – насколько соблюдаются принятые решения — предусмотрены.

Три основные цели, которые сформулированы в «Пакте моды»:

1) достижение нулевого уровня выбросов к 2050 году и переход на возобновляемые источники энергии;

2) восстановление биоразнообразия путем сохранения природных экосистем, то есть финансирование экопроектов, научных исследований, сотрудничество с поставщиками экологичного сырья;

3) очистка океана от одноразовых пластиковых отходов к 2030 году. 

А теперь – самое интересное: кто подписал пакт.

Понятно, что в этом списке есть главная защитница экологии в моде Stella McCartney; Adidas и Puma, которые уже выпускают если не коллекции, то «капсулы» из переработанных и экологически чистых материалов; естественно, сам инициатор предприятия – Kering и другие.

Но вот две марки, чье присутствие ставит в тупик: H&M и Inditex (один из брендов компании — Zara). 

Как будут выходить из этого положения бренды «быстрой моды», покажет время (хотя в СМИ уже была информация о претензиях к шведскому холдингу H&M), а пока давайте о хорошем. То есть об успешных примерах экологичного подхода к fashion-бизнесу. И большинство таких примеров обеспечивают сегодня известные большие бренды. А кто бы сомневался?

16 бутылок пластика на одну ветровку

Сначала о любимой теме спортивных брендов – переработке пластика.

Последняя новость, которую с удовольствием подхватили пару недель назад модные сайты, это выход самого популярного силуэта кроссовок спортивного гиганта Adidas – Adidas Originals Stan Smith – в новых материалах. Руководство компании пообещало вообще отказаться от использования непереработанного полиэстера к 2024 году, и вот – еще один шаг на этом пути. Верх нового варианта модели Stan Smith на 50% состоит из вторичных компонентов (материал Primegreen). Во всем остальном – это все та же популярная модель, и интересно, что элементы зеленого цвета, которые присутствовали с самого начала, теперь приобретают новое звучание: подчеркивают экологичность.

Вечный соперник Adidas, Puma, не отстает и двигается в том же направлении. В прошлом году они выпустили коллекцию одежды и обуви, для производства которой было использовано больше 40 тонн переработанного пластика (примерно 1 980 286 бутылок), собранных организацией First Mile в Тайване. Коллаборация Puma и First Mile — это женские ветровки, мужские куртки, легинсы, и, конечно, кроссовки. Цены на вещи в пределах $40-110.

kak brendy prevrashhayut musor v kutyur_3.jpg

Кроссовки из коллекции Puma и First Mile. Фото с сайта puma.com

Через пару месяцев после выхода этой коллекции в продаже появились кроссовки Nike, наполовину состоящие из переработанных материалов: пластиковых бутылок, старых футболок и обрывков пряжи. Стоимость: $130-$180.

Все эти новости об одежде и обуви из пластика запустили новый тренд: теперь модно считать, сколько бутылок пошло на ту или иную вещь. И если на женскую ветровку-анорак Puma ушло 16 пластиковых бутылок, то для рубашки от Ralph Lauren, которая так и называется – Earth, потребовалось всего 12.

Последняя появилась в результате одной из самых громких договоренностей в индустрии моды последнего докарантинного года: партнерское соглашение концерна LVMH (Christian Dior, Louis Vuitton, Givenchy и др.) с модным домом Stella McCartney. Тогда, в 2019-м, кроме уже названной рубашки от Ralph Lauren, появилась сумка Prada из серии Re-nylon: этот нейлон получен в результате переработки океанического мусора, рыболовных сетей и текстильного волокна.

Добавьте к этому кеды Converse из пластиковых бутылок Chuck 70 и Chuck Taylor All Star – список одежды и обуви из переработанного мусора можно продолжить.  

Круговорот моды в природе

Еще один тренд, которому на самом деле уже немало лет, но именно в последние годы он приобрел большую популярность – это так называемая «круговая» мода. То есть одежда, которая повторно появляется на рынке (винтаж, секонд-хенд и т.д.) или превращается в нечто новое (распарывается, перешивается и т.п.), а не выбрасывается. По прогнозу крупнейшего американского интернет-магазина секонд-хенд ThredUp, к 2024 году рынок перепродажи может достичь 64 миллиардов долларов.

И здесь очень важно подчеркнуть такую мысль: платье из полиэстера – не самый лучший товар для секонд-хенда. Для того, чтобы стать частью «круговой» моды, надо производить одежду из прочных и качественных материалов. И тогда, даже если ваша блуза или юбка не понравится никому из любителей винтажа – наверняка найдется дизайнер, который использует ее для создания новой, и нередко – сногсшибательной вещи.

Классический пример такой истории – великий Мартин Марджела. Когда в восьмидесятых годах прошлого столетия в моде царили гламур и роскошь, он делал свои потрясающие модели из распоротых и «перевернутых» изнанкой вверх вещей, а вместе с ними создавал совершенно уникальную эстетику, дружественную и к человеку, и к природе.

Его платье из винтажных шелковых шарфов стало знаковым и было повторено сотни раз.

Его женский топ из винтажных перчаток и сегодня мечта многих fashionista.

Его платье из кожаного фартука мясника, его коллекция из старых театральных костюмов – все это необыкновенно, и при этом – экологически чисто.

kak brendy prevrashhayut musor v kutyur_.jpg

Топ из винтажных перчаток, Maison Margiela

В прошлом, «карантинном» году, креативный директор бренда Maison Margiela Джон Гальяно представил на Неделе моды в Париже новую линию одежды Recicla: переделанные архивные вещи из оригинальной линии Replica Maison Margiela, которая выпускалась еще при Мартине Маржеле. Название новой коллекции – результат соединения слов recycle (переработка) и replica (копия). И она будет выпускаться регулярно.

Еще один недавний пример «круговой» моды – это коллекция бренда Miu Miu, которая так и называется Upcycled by Miu Miu. Осенью прошлого года итальянский бренд одежды и аксессуаров высокой моды рассказал о новом направлении своей деятельности: кастомизации (переделке) винтажных платьев разных лет, от 1930-х до 1970-х. Предваряя вопрос: это платья «ноу нейм», то есть безымянные. Miu Miu их перешивает и максимально приближает к своей ДНК, дополняя характерными для своих моделей элементами, от вышивки до лент и пайеток.

80 новых уникальных платьев – из уже существовавших вещей.

Впрочем, для того чтобы стать частью «круговой» моды, можно использовать не только старые готовые вещи, но и винтажные ткани – именно так поступает казахстанский дизайнер Aika Alemi. В ее коллекции старинных тканей, собранных по всему миру – от Алматы до Лондона — немало экземпляров, которые могут быть использованы в актуальных моделях. Впервые дизайнер начала вставлять элементы из винтажных тканей в модели пару лет назад, и здесь очень важно подчеркнуть, что именно «вставлять», а не шить из них одежду полностью.

kak brendy prevrashhayut musor v kutyur_1.jpg

Двусторонняя куртка из лоскутов, созданная методом «курак», из коллекции Aika Alemi. Фото предоставлено брендом Aika Alemi.

Как известно, изначально двумя основными излюбленными техниками бренда Aika Alemi были курак и войлок (позже к ним добавятся вышивка и вязаные элементы). А что такое курак? Это создание новой ткани из кусочков. Другое дело, что в большинстве случаев используются разноцветные лоскуты, а казахстанский дизайнер решила, что в ее вещах будет монохром. Таким образом достигаются сразу несколько целей: во-первых, неповторимость дизайна — курак от Aika Alemi сродни даже больше архитектуре, чем моде, поскольку за счет одного цвета в первую очередь «работает» оригинальность кроя и конструктив модели; во-вторых – наша сегодняшняя тема – это абсолютно безотходное производство. Ни один лоскуток не выбрасывается, все идут на создание вещей. И мало того: такая техника дает возможность в последующем спокойно «разобрать» вещь и дополнить ее новыми элементами без особых затрат. То есть ре-дизайн превращается в апсайклинг («переработка», англ. – прим.). И так без конца. Создавая тот самый круговорот моды в природе.

… Да, и самое главное: крупные мировые бренды не собираются выводить на подиумы скучные изделия – в угоду экологии. Недавно главный эксперт в этой области Стелла Маккартни сформулировала свои экозаветы (локдаун не прошел даром).

«Быть осознанным – не значит жертвовать стилем, – заметила дизайнер. – Моя миссия остается неизменной с самого первого дня работы: нельзя жертвовать стилем, актуальностью или качеством изделия ради его экологичности. Любая вещь должна выглядеть круто, быть желанной и радовать своего обладателя».