Три драмы «Золотого глобуса»

Опубликовано (обновлено )
Рассказываем о картинах - номинантах престижной кинопремии

Премию голливудской ассоциации иностранной прессы «Золотой глобус» всегда называли репетицией «Оскара», поэтому предлагаем внимательно приглядеться к названным на днях номинантам нового наградного сезона. «Курсив» выбрал три фильма, действия в которых разворачиваются в непростые для любой семьи времена.

В этом году из-за пандемии номинанты «Золотого глобуса» названы виртуально. Такое с премией происходит впервые за 77 лет ее истории. Сама церемония состоится в этом году, вечером 28 февраля (у нас уже будет 1 марта), лауреатов же «Оскара» назовут намного позже чем обычно – лишь 25 апреля.

К слову, наш любимый «Борат – 2» номинирован иностранными журналистами, работающими в Голливуде, в трех категориях: он отмечен в обеих актерских номинациях за лучшую женскую и мужскую роль в комедии или мюзикле, а также в номинации «Лучший фильм – комедия или мюзикл». Казахстанских картин в этой гонке нет.

Лидером по количеству номинаций в кинокатегориях на «Золотом глобусе» 2021 года стала черно-белая драма Дэвида Финчера «Манк», о которой мы уже писали (у нее шесть номинаций). Что касается сериальной продукции, то столько же номинаций у понравившегося всем, кроме британской королевской семьи, сериала «Корона».

Мы решили рассказать о трех фильмах «Золотого глобуса», достойных, на наш взгляд, внимания. Во всех трех картинах в центре повествования – семья. Как известно, зачастую это самая идеальная завязка для вскрытия и исследования любых кризисов.

«Отец» Флориана Зеллера

39415914bd013530eff6021345ffd4bd_ce_1514x945x30x0.jpg

Новая картина с потрясающим актером Энтони Хопкинсом выдвинута в четырех основных номинациях: «Лучший драматический фильм» (здесь он в компании с «Манк» Финчера, «Суд над чикагской семеркой» Соркина, «Земля кочевников» Хлои Чжао и другими картинами), «Лучший сценарий» (тут они практически в том же составе), а также в двух актерских категориях.

Оливию Колман, сыгравшую экранную дочь Хопкинса, выдвинули здесь в номинации «Лучшая актриса второго плана». Сам же сэр Хопкинс будет соревноваться за звание лучшего актера с интернациональной командой: пакистанским британцем Ризом Ахмедом («Звук металла»), недавно ушедшим из жизни афроамериканским актером Чедвиком Боузманом («Ма Рейни: мать блюза»), с одним из самых успешных британских актеров Гэри Олдманом («Манк») и французом алжирского происхождения Тахаром Рахимом («Мавританец»).

Фильм «Отец» рассказывает про непростой период жизни старика Энтони, страдающего от деменции, а также о его взаимоотношениях с дочерью Энн, которая ухаживает за ним. У самой картины интересная история. Сюжет ленты основан на одноименной пьесе молодого французского драматурга Флориана Зеллера, написанной еще в 2012 году. С тех пор она была признана театральной публикой и получила множество наград на французских и британских подмостках. Лишь после того, как произведение поставили на Бродвее, было решено снять по нему художественный фильм, а автор пьесы сам стал режиссером картины. Материал сразу же зацепил Хопкинса, правда, французу пришлось ждать, пока актер освободится ото всех своих съемок — в прошлом году он, к примеру, снимался в картине «Два Папы», где сыграл Папу Бенедикта XVI. Кинокартина была номинирована на премии «Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA.

Сюжет новой драмы прост и незатейлив, и все же лента получилась душераздирающей. По сюжету, Энтони страдает от тяжелой деменции, ругается со всеми сиделками, обвиняя их не пойми в чем, разговаривает с вымышленными персонажами, все время вспоминает свою ушедшую дочь и бранит ту, что осталась с ним (Колман), он забывает то, о чем говорил две минуты назад, и нуждается в специализированном уходе. Единственная его отрада – оперная музыка. Она позволяет ему сохранить человеческий облик.

Энн старается быть хорошей дочерью, насколько это возможно, но наблюдать за тем, как ее родной человек, некогда цветущий и здравствующий, на глазах становится одним лишь воспоминанием, невероятно тяжело. Слезы градом обеспечены, и в этом даже нет никакой спекуляции, просто жизнь как она есть.

Работа Хопкинса в картине выше всяких похвал – она трогает до глубины души и делает сердце мягче. Ну что, например, можно предъявить болезни и старости? Ничего. Что может противостоять времени? Тоже ничего. Перформанс Хопкинса в картине – чистое искусство, такую дряхлость не сыграет даже Олдман.

Фильм «Отец» – это картина о старости, неминуемом увядании и прощании с тем, что было когда-то близко. И что же остается с человеком, с его личностью, если тело бренно? Только воспоминания и опыт, пусть даже тот, который сознание не может адекватно воспринять и переварить.

«Минари» Ли Айзека Чуна

960x540.jpg

После прошлогоднего триумфа корейского кинематографа, и Пон Чжун-Хо в частности, мировая индустрия наконец стала отдавать должное кинематографистам Южной Кореи и их корням, и одной из таких картин стала семейная драма «Минари» Ли Айзека Чуна, спродюсированная компанией Брэда Питта Plan B. Пусть даже фильм и представляет на «Золотом глобусе» в номинации «Лучший иностранный фильм» – США, а сам режиссер вообще-то самый настоящий американец – он родился в Колорадо, кинолента рассказывает историю одной молодой южнокорейской семьи, которая переехала из родной страны в Америку, а затем из уютной и светской Калифорнии в арканзасскую глушь, чтобы стать фермерами и разбогатеть.

Глава семейства и отец двух детей, девочки и мальчика, вложил все деньги в клочок земли, где собирается выращивать овощи для корейцев, которых в Америке много. Пока все, что у них есть, – только дом-фургон и знаменитое корейское трудолюбие.

История о том, как переселенцы из Азии пытаются пустить свои корни в Америке (причем делают они это буквально, привезя туда семена своей любимой травы – минари), поначалу кажется уж очень незатейливой. Однако это только на первый взгляд, ведь в «Минари» рассказана не только история молодой мигрантской семьи, где денег всегда не хватает, поэтому муж рвет жилы на работе, а жена – дома, попутно обвиняя супруга в том, что для него дело важнее детей. В этой картине история сотен тысяч, если не миллионов подобных семей, которые когда-то приехали покорять США, голос тех, кого Америка ранее не слышала, а если и слышала, то не показывала. Не зря «Минари» получил приз зрительских симпатий на престижнейшем Sundance и даже приз их жюри. Это очень хорошая подмога в оскаровской кампании.

Для зрителя фильм ценен не только генеральной историей, но и милыми штрихами и забавными портретами: «неправильной» корейской бабушки, которая не умеет печь печенье, зато сквернословит, смотрит бокс и учит детей играть в азартные игры, или же чудаковатого помощника по ферме, белого американца, ветерана Корейской войны, который верит в то, что воду можно обнаружить при помощи рогатки, и видит духов. Забавно, что настоящая ассимиляция у экранных корейцев происходит тогда, когда они сами начинают верить в то, что верят местные.

Словом, «Минари» – небольшой, но очень важный фильм о тех, у кого получилось пустить свои корни на американской земле. Наверное, вряд ли «Минари» удастся затмить «Еще по одной» Винтерберга, но темной лошадкой киногонки он может вполне стать.

«Фрагменты женщины» Корнела Мундруцо и Каты Вебер

t1200x716.jpg

Про этот фильм от венгерского режиссера и его супруги, постоянной сценаристки по совместительству, в этом году говорят очень много, ведь актрису Ванессу Кирби, сыгравшую в картине главную роль, считают одной из главных претенденток и на «Золотой глобус», и на «Оскар» этого года. Она уже получила Кубок Вольпи за лучшую женскую роль на Венецианском кинофестивале, где состоялась премьера картины. К тому же исполнительным продюсером ленты стал сам Мартин Скорсезе, а это тоже добавляет картине очков в новом наградном сезоне. Хотя критика драмы была смешанной – одни ее ругали на чем свет стоит, другие, наоборот, посчитали одним из самых сильных высказываний о мире женщины за последнее время – она определенно заслуживает внимания.

Фильм «Фрагменты женщины» рассказывает о невыносимо сложном – потере ребенка в результате домашних родов и опыте одной женщины справиться с этим горем. Мундруцо вместе с женой сами пережили эту немыслимую драму, и данный фильм для них больше, чем просто картина. «Фрагменты женщины» повествует об истории молодой женщины Марты (Ванесса Кирби) и ее супруга Шона (Шайя ЛаБаф). Семья ждет ребенка, которого они решили рожать дома под присмотром профессиональной доулы. Но из-за стечения трагических обстоятельств (одним из неблагоприятных факторов стало то, что оговоренная акушерка не приехала и роды принимала первая попавшаяся) в семье вместо праздника – трагедия. Все это помещается в первые полчаса двухчасового фильма, дальше мы видим, как героиня все глубже уходит в себя, отдаляется от мужа, обижается на мать, пытается судиться с акушеркой и старается найти в себе силы жить дальше.

«Фрагменты женщины» – это глубоко интимная история о том, о чем обычно молчат: одним слишком страшно и тяжело в это погружаться, а другим очень больно об этом говорить. Это и делает историю уникальной. К такой сложной, оттого, наверное, и табуированной теме кинематографисты обращаются редко, и то – разве что те, кто уверен в своем профессионализме (Ларс фон Триер, «Антихрист») или же материале (Кеннет Лонерган, «Манчестер у моря»). Если «Манчестер у моря», принесший Кейси Аффлеку «Оскар» и «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль, можно назвать мужской версией подобных драм, то «Фрагменты женщины», наверное, можно считать женской. Фильм «Фрагменты женщины» тяжел, глубоко депрессивен, ведь чувствуется, что автобиографичен, и хотя он полон уж слишком лобовых метафор, да и сам порой распадается на части, как рухнувший мир горюющей женщины, он делает главное – показывает мир женщины таким, какой он есть – сумбурным, интуитивным, невербальным, где многое не в словах, а в чем-то другом – жестах, взглядах. Кирби удается справиться с этой сложной задачей.

Что касается критики Мундруцо, то она всегда была и есть с тех пор, как его имя зазвучало на больших фестивалях: его ругали и за фильм «Белый бог» – о собаке, поднявшей восстание против людей, и за «Спутник Юпитера» – это симпатичная история о мигранте, ставшем после смерти ангелом. Но ругаемые работы, в которых так много от зрительского кино, приносили и большие фестивальные призы. К примеру, «Белый бог» заслужил звание «Особого взгляда» Каннского кинофестиваля 2014 года.

Несмотря на скудный киносезон, фильмов и сериалов из числа номинантов «Золотого глобуса», достойных внимания, еще много – о самых ярких работах мы еще напишем.

Читайте также