На 1,1 млрд тенге увеличились субсидии для животноводов в ЗКО

Опубликовано (обновлено )
За год

В Западно-Казахстанской области растет количество скота, при этом в личных подворьях его не намного меньше, чем в крестьянских хозяйствах. Область полностью обеспечивает себя мясной продукцией, однако говорить о большой доле экспорта мяса не приходится. Меж тем, красное мясо продолжает оставаться недоступным продуктом в регионе из-за высокой розничной стоимости.

Медленное развитие – это нормально

По информации управления сельского хозяйства ЗКО, в 2020 году на субсидии для животноводов из бюджета было выделено 6,5 млрд тенге, в то время как в 2019 году – 5,4 млрд тенге. За последние пять лет сумма субсидий возросла на 25%.

«Всего есть около 50 программ субсидирования. Но спросом пользуются основные две программы — это программа искусственного оплодотворения маточного поголовья и программа породного преобразования скота», — сообщил Саткан Умурзаков, заместитель руководителя управления сельского хозяйства по ЗКО.

По словам чиновника, благодаря регулярной господдержке поголовье скота в области стабильно увеличивается.

«С момента приобретения Казахстаном независимости в области насчитывалось 789,1 тыс. голов крупного рогатого скота и 2,3 млн голов мелкого рогатого скота. Это то, что осталось от СССР. Потом поголовье резко снизилось, в начале нулевых в области было 336 тыс. КРС и 571,8 тыс. МРС», — уточнил Умурзаков.

Пик развития животноводства в ЗКО пришелся на период с 2015 по 2020 год. За 10 лет (с 2000 по 2010 год) количество крупного рогатого скота выросло на 49 тыс. голов: с 420,8 тыс. до 496 тыс. С 2015 по 2020 год в области прибавилось 181,1 тыс. голов КРС и достигло 650,4 тыс. голов. Количество МРС увеличивалось стабильно. В 2010 году поголовье составляло 842 тыс. голов, в 2015 году — 1,1 млн голов, в 2020 году — 1,2 млн голов.

Доктор экономических наук Алла Гизатова считает, что государство выделяет недостаточно субсидий для животноводов.

«За 5 лет объемы субсидий возросли на 25%, но и инфляция не отставала, ежегодно составляя от 5,4 до 7,9%. Рост субсидий только кажется большим, на деле его недостаточно. Об этом говорит и то, что область не может достичь своих же показателей времен СССР по КРС, а мелкого рогатого скота до сих пор вдвое меньше. Развитие сельского хозяйства определяется не только госдотациями, но и образованностью в сфере животноводства, и рынком сбыта», — отметила эксперт.

Экономист подчеркнула, что за 30 лет достичь больших успехов на ниве сельского хозяйства невозможно, медленный рост – это нормально.

«То, что спросом пользуются программы по улучшению породы скота и искусственному осеменению, говорит о том, что животноводы перешли от увеличения поголовья к улучшению качества производимой продукции. Породистая скотина дает лучшее мясо и, соответственно, лучшую прибыль, но и требует большего ухода, новых знаний», — пояснила Гизатова.

Есть спрос – будет предложение

По данным управления сельского хозяйства, из крупного рогатого скота в ЗКО преобладают коровы – 650,4 тыс. голов, после идут лошади – 223,2 тыс. голов.

«У нас нет данных, сколько коров и лошадей из общего числа — мясного направления, а сколько — молочного. Но животные молочного направления после спада продуктивности в конечном итоге тоже становятся мясного направления — фермеры могут сдавать туши на консервный завод. Остальные виды животноводства не так популярны: свиней у нас 14 тыс. голов, верблюдов — 2,4 тыс. головы. Из МРС у нас 991,9 тыс. голов овец и 196,9 тыс. голов коз», — сообщил Саткан Умурзаков.

По его словам, область полностью обеспечивает себя мясом. В среднем, с 2016 года ежегодно за границу вывозят 2 тыс. тонн мяса КРС, кроме 2019 года, когда область направила на экспорт почти 5 тыс. тонн. В учет идет экспорт мяса в третьи страны, а статистику экспорта в страны ЕАЭС никто не ведет.

Экономист Алла Гизатова уточнила, что развитие определенных направлений животноводства определяется спросом на ту или иную продукцию.

«Раньше ЗКО экспортировала баранину даже во Францию, а сейчас она не подходит на экспорт, изменились требования к продукции. То, что у нас мало МРС, говорит об отсутствии субсидий — видимо, государство заинтересовано лишь в увеличении поголовья КРС. У нас мало верблюдов и свиней, это связано с традициями питания на местности. На Западе не принято пить шубат, да и верблюды здесь плохо приспосабливаются климату. Свинину не едят по религиозным причинам, хотя и эту сферу можно было бы развить. Все-таки ЗКО — приграничная область, свинину можно было бы продавать в Россию», — считает экономист.

Эксперт также отметила, что в реальности количество экспортируемого мяса из ЗКО может значительно превышать официальные данные.

«Мясо, выращенное в ЗКО, достаточно высокого качества, это связано с природно-климатическими условиями. В больших мегаполисах такого мяса нет. Многие жители области переправляют мясо в частном порядке своим родственникам за границу. И речь идет не только о мясе, но и о переработанных полуфабрикатах. То, что нет учета экспорта мяса в страны ЕАЭС — это хорошо, значит, таможня не берет сборы за вывоз мясной продукции. Это стимулирует фермеров», — подчеркнула Гизатова.

Мясной регион равно дешевое мясо?

В управлении сельского хозяйства отмечают, что, помимо красного мяса, в области увеличилось выращивание мяса кур: только в личных подворьях и в крестьянских хозяйствах их насчитывается 1,3 млн голов.

«В ЗКО есть несколько крупных птицеферм, такие как ТОО «Уральская птицефабрика» и ТОО «Агрофирма Акас». Это фермы яичного направления. Также есть ТОО «Жайык-Ет», которое занимается производством мяса птиц. За прошлый год количество производства мяса кур значительно увеличилось: если в феврале 2020 года область производила 683,2 тонны мяса кур, ежемесячно увеличиваясь в среднем на 100 тыс. тонн, то в декабре 2020 года птицефермеры произвели 7673,9 тонны мяса кур», — отметил Саткан Умурзаков.

Повышение производства мяса птицы говорит о том, что на него повысился спрос из-за более низкой цены, чем на мясо говядины, считает экономист. Гизатова высказала мнение, что покупательская способность жителей области падает, а мясо говядины остается недоступным для повседневного потребления многих жителей области.

По данным отдела предпринимательства Уральска, средняя стоимость мяса говядины составляет 1 820 тенге, а мяса курицы — 722 тенге. Статистические цены несколько отличаются от реальных: говядину на рынке можно купить не дешевле, чем по 2 тыс. тенге за килограмм, а мясо курицы – по 1 200 тенге за килограмм.

При этом, по данным департамента статистики по ЗКО, величина прожиточного минимума, рассчитанная из минимальных норм потребления, составила 30 014 тенге, где стоимость продовольственной корзины составила 16508 тенге.

Напомним, что в ЗКО в пять раз выросли вложения в продуктовый стабилизационный фонд, теперь область закупает 11 стратегически важных продуктов питания в рамках продовольственной безопасности. В состав продуктов входят крупы, сахар, мука, а также мясо говядины, курицы и яйца.

Читайте также