В минувшем году, несмотря на пандемию, казахстанские страховые компании заработали на 46% больше, чем в 2019-м. Объем собранных премий увеличился, в то время как выплат было произведено меньше.
Активы и прибыль
Как следует из данных, размещенных на сайте Нацбанка, совокупные активы страхового сектора выросли за год на 23% (с 1,2 трлн до 1,5 трлн тенге). Компании по страхованию жизни (КСЖ) росли опережающими темпами по сравнению с компаниями по общему страхованию (КОС): активы КСЖ увеличились на 38% против 15% роста у КОС (см. инфографику).
По информации агентства по финнадзору, наращивание активов произошло за счет роста объемов ценных бумаг (на 33,2% за год, до 1,03 трлн тенге) и операций обратного РЕПО. На конец года доля ценных бумаг в активах страховых компаний составила 69,4%. Вторым по популярности инструментом стали банковские вклады с долей 12,8% от совокупных активов. Их объем за год вырос на 4,7% и достиг 190 млрд тенге. Удельный вес активов перестрахования составил 4,5%, дебиторской задолженности – 2,4%. Оставшаяся доля в 10,9% приходится на «иные активы».
В пятерку самых крупных компаний вошли СК «Евразия», Nomad Life (за год поднялась с третьего места на второе), «Халык-Life» (опустилась со второго места на третье), государственная KazakhExport (была шестой, стала четвертой) и СК «Халык» (была четвертой, стала пятой). СК «Виктория» выбыла из топ-5 и заняла шестую строчку по объему активов.
Если говорить о динамике показателя, то наибольший рост активов в абсолютном выражении продемонстрировали Nomad Life (+74 млрд тенге за год), СК «Евразия» (+56 млрд) и KazakhExport (+35 млрд). Самыми быстрорастущими компаниями стали Freedom Finance Insurance (+202% за год), КСЖ «Евразия» (+175%) и Freedom Finance Life (+162%).
И наоборот, тройку игроков с наибольшим снижением активов составили Basel (–4,55 млрд тенге за год), «Зерновая страховая компания» (–4,52 млрд) и СК «Казахмыс» (–3,22 млрд). Лицензия «Зерновой страховой компании» (ЗСК) с марта прошлого года приостановлена регулятором за несоблюдение пруденциальных нормативов. В июле ЗСК сообщила о передаче своего страхового портфеля компаниям Jýsan Garant и ГАК. Судя по всему, компания прекратит существование. Как писали СМИ, ее крупный акционер Нурлан Тлеубаев проходит подсудимым по уголовному делу, связанному с выводом средств из Bank RBK и Qazaq Banki.
Что касается СК «Basel», то это дочерняя структура Kaspi Bank, которая до мая прошлого года называлась «Kaspi Страхование». В ноябре, после выхода финотчетности Kaspi.kz за девять месяцев, стало известно, что «внучка» будет продана. Как сказано в документе, в июне 2020 года Kaspi Bank заключил договор о продаже Basel «несвязанной третьей стороне» и намерен закрыть сделку не позднее 31 марта 2021 года. А в декабре выяснилось, что новым владельцем компании станет Данияр Жанбеков, которому финнадзор выдал соответствующее разрешение.
Совокупная прибыль сектора в минувшем году составила 114 млрд тенге (+46% к результату 2019-го), в том числе КОС заработали 80,6 млрд (+39%), КСЖ – 33,5 млрд (+63%). В пятерку самых прибыльных компаний вошли СК «Евразия» (39,1 млрд тенге), «Халык-Life» (12,6 млрд), «Виктория» (10,2 млрд), Nomad Life (9 млрд) и СК «Халык» (8,4 млрд). Единственным убыточным игроком стала ЗСК (–1,2 млрд тенге).
Обязательства
Обязательства сектора выросли за год на 26% (с 653 млрд до 821 млрд тенге). По данным финнадзора, рост показателя был обусловлен увеличением страховых резервов в связи с заключением новых договоров страхования и наращиванием объемов операций РЕПО.
Страховые резервы на конец года достигли 686 млрд тенге (+20% за год) и составили 84% от общей суммы обязательств, при этом совокупные резервы КОС выросли на 81%, тогда как резервы КСЖ снизились на 22%. По информации регулятора, увеличение страховых резервов произошло в основном за счет резерва непроизошедших убытков по договорам страхования жизни и договорам аннуитета.
Совокупный собственный капитал СК вырос за год на 20% (с 553 млрд до 665 млрд тенге), в том числе в сегменте КСЖ рост составил 40%, в сегменте КОС – 17%. Как сообщил финнадзор, рост показателя произошел главным образом за счет увеличения уставного капитала компаний и доходов, полученных от страховой и инвестиционной деятельности.
Премии
В прошлом году компании заключили 8,8 млн договоров страхования, что на 15% меньше, чем в 2019-м (данные финнадзора). Очевидно, что таков был эффект пандемии. С другой стороны, премий компании собрали больше, чем год назад. Общая сумма премий составила 568 млрд тенге (+12% к 2019 году), чистая сумма – 474 млрд (также +12%).
По данным Нацбанка, премии по обязательному страхованию выросли в годовом выражении на 3,9 млрд тенге (+3,2%) и составили 127 млрд тенге. Рост в этом сегменте был обеспечен исключительно продажами автостраховки, которые увеличились с 76,7 млрд в 2019-м до 81,1 млрд в 2020-м, или на 4,4 млрд тенге.
По добровольному личному страхованию было собрано премий на сумму 227 млрд тенге, что на 21 млрд больше, чем год назад (+10,2%). Здесь главным драйвером роста стала отрасль страхования жизни, где продажи увеличились на 20,7 млрд тенге (+27%) и достигли 97,6 млрд. В аннуитетном страховании премии выросли на 6,3 млрд тенге (+8,8%). И наоборот, просело страхование от несчастных случаев (–3,3 млрд тенге, или –14%) и от болезни (–2,5 млрд тенге, или –7%).
Премии по добровольному страхованию имущества увеличились на 34,5 млрд тенге (+19%) и составили 214 млрд. Здесь основной рост пришелся на страхование имущества от ущерба (+23 млрд тенге, или +24%) и страхование «от прочих финансовых убытков» (+13 млрд тенге, или +203%).
В тройку компаний-лидеров по чистой сумме страховых премий, принятых в 2020 году, вошли СК «Евразия» (97 млрд тенге), Nomad Life (72 млрд) и «Халык-Life» (63 млрд). Наибольшего прогресса по сравнению с собственными же результатами 2019 года добились КСЖ «Евразия» (собрала премий на 16 млрд тенге больше), Nomad Life (+10,8 млрд) и Freedom Finance Life (+10,7 млрд). В относительном выражении быстрее всех росли КСЖ «Евразия» (+335% к премиям, собранным в 2019 году), KM Life (+176%) и «Казахмыс» (+132%).
Выплаты
На фоне роста премий наблюдалось снижение выплат компаниями общего страхования. В целом совокупные расходы сектора по осуществлению страховых выплат сократились на 32% в годовом выражении (с 222 млрд до 150 млрд тенге). При этом выплаты КОС уменьшились на 38,5%, тогда как выплаты КСЖ возросли на 23%. По итогам года на долю КСЖ пришлось 18% от общей суммы выплат, на долю КОС – 82%.
Выплаты по договорам прямого страхования снизились с 197 млрд тенге в 2019 году до 130 млрд в 2020-м (–34%). Обязательные полисы на эту динамику практически не повлияли: выплаты по ним уменьшились незначительно (с 35,1 млрд до 34,7 млрд тенге). Выплаты по добровольному личному страхованию даже немного подросли (с 40,6 млрд до 43 млрд тенге). А вот выплаты по добровольному страхованию имущества сократились сразу на 69 млрд тенге (с 121 млрд до 52 млрд). Агентство по финнадзору в своем ежемесячном обзоре финансового рынка поясняет, что в 2019 году произошел крупный убыток по классу страхования имущества от ущерба на сумму 52 млрд тенге с долей перестрахования 99%.
В разрезе компаний больше всего выплат в прошлом году совершили СК «Евразия» (чистые расходы – 27,5 млрд тенге), СК «Халык» (15,4 млрд), «Халык-Life» (9,3 млрд), Nomad Life (8,9 млрд) и «Интертич» (6,1 млрд). Тройку игроков с наибольшим ростом выплат составили Nomad Life (+2,1 млрд тенге к собственному показателю 2019 года), KM Life (+1,1 млрд) и СК «Халык» (+1,0 млрд).
Бизнес: оценка
На предложение «Курсива» оценить итоги минувшего года для страховой индустрии и поделиться надеждами на год наступивший откликнулись три компании. Председатель правления СК «Коммеск-Өмір» Олег Ханин самым важным событием 2020 года назвал подготовку проекта поправок в законодательство по вопросам регулирования и развития страхового рынка и рынка ценных бумаг.
В частности, поправками предлагается пересмотр тарифов в самом массовом классе – обязательном автостраховании (ОС ГПО ВТС). «Актуализация этих тарифов является важной проблемой отрасли, – говорит Ханин. – Действующие тарифные факторы не отражают принципа социальной справедливости в части адекватности страховых рисков, так как последний раз тарифы менялись в 2007 году. Страховым сообществом предлагается пересмотреть модель расчета тарифов по ОС ГПО ВТС и установить гибкие тарифы в региональном разрезе в зависимости от значений показателей убыточности по территории регистрации транспортного средства. По регионам предлагается использовать такие параметры, как фактическая убыточность, фактор достоверности и таргетируемая убыточность».
Председатель правления КСЖ «Nomad Life» Кайрат Чегебаев отметил произошедшее в 2020 году изменение налогового законодательства, касающееся отрасли страхования жизни: «Пользователи программ накопительного страхования жизни, помимо прочих преимуществ, теперь получили право на снижение налогооблагаемой базы для расчета ИПН. Факт наличия полиса накопительного страхования приводит к тому, что из зарплат наших клиентов будут вычитаться меньшие суммы и на руки они будут получать больше денег. Для нас это новый стимул к разработке и продвижению программ накопительного страхования, ведь теперь формировать свои будущие капиталы в КСЖ стало еще выгоднее».
Кроме того, оба спикера отметили важность произошедших законодательных изменений в аннуитетном страховании. Во-первых, снизилась сумма достаточности для заключения пенсионного аннуитета. Если в 2020 году для мужчин 55 лет она составляла 11,3 млн тенге, а для женщин в возрасте 51,5 года – 15,5 млн, то сейчас мужчина этого же возраста может приобрести аннуитет за 6,7 млн тенге, а женщина – за 9 млн. Во-вторых, с 2021 года казахстанцы могут заключать договоры пенсионного аннуитета в отложенной форме, когда им исполнилось 45 лет. Ранее возраст, при достижении которого было возможно заключение таких договоров, составлял 51,5 года для женщин и 55 лет для мужчин. В результате рынок пенсионных аннуитетов расширился, а продукт стал доступным для большего количества граждан. «Страховщиками эти изменения воспринимаются как дополнительные возможности по освоению новых сегментов рынка», – подчеркнул Чегебаев.
По мнению зампреда СК «Amanat» Анны Некрюковой, главное позитивное событие прошлого года для отрасли – то, что компании устояли на ногах и даже смогли показать относительный рост по некоторым направлениям. «Это важно отметить, так как пандемия привнесла свои негативные последствия и для нас. Например, сократились продажи продуктов страхования для туризма и туристов. Корпоративный сектор тоже включил режим ожидания и снизил расходы на добровольное страхование из-за экономических неясностей», – говорит она.
Еще собеседница выделила развитие онлайн-страхования. «С 2019 года начались активные продажи обязательных полисов (например, ОС ГПО ВТС) на сайтах страховщиков. Прошлый год актуализировал деятельность компаний в этом направлении, так как население еще активнее начало пользоваться онлайн-услугами. Такое ускорение диджитализации со временем положительно отразится и на развитии продаж добровольных видов страхования в онлайн», – считает Некрюкова.
Бизнес: ожидания
От наступившего года, помимо актуализации тарифов по автогражданке, Олег Ханин ожидает решения проблем с ростом страхового мошенничества и с присутствием на рынке так называемых «помогаек». Для решения первой проблемы страховщики предлагают «включить их как участников в административное и уголовное законодательство РК» и ввести законодательные механизмы, «при которых страховщик сможет расследовать случаи подозрений по страховому мошенничеству». Для избавления от «помогаек» страховщики предлагают «законодательно исключить подобные действия со стороны посредников, чтобы страховые выплаты получали в полном объеме те лица, которым они действительно предназначаются».
Кайрат Чегебаев хотел бы увидеть в 2021 году расширение инвестиционных возможностей КСЖ и стабильность законодательной базы. «Текущее регулирование сжимает инвестиционную политику КСЖ. Признание в пруденциальном регулировании традиционных инструментов инвестирования, таких как ETF, а также альтернативных видов, таких как хедж-фонды и коммерческая недвижимость, позволило бы компаниям увеличить выбор инструментов инвестирования ввиду долгосрочных обязательств КСЖ», – говорит он.
По своему второму пожеланию собеседник уточняет, что в 2020 году страховым рынком и регулятором проведена большая работа по внесению изменений в законодательство, направленных на развитие накопительного страхования жизни. «Мы ожидаем, что вступившие нормы, в частности налоговые преференции для страхователей, повысят привлекательность страховых продуктов для населения и бизнеса. Данные изменения обсуждались и внедрялись на протяжении нескольких лет, и для нас сейчас очень важно сохранить правовую систему, позволяющую функционировать долгосрочно без частых изменений с учетом «длинных» договоров страхования жизни», – подчеркнул Чегебаев.
Мы в этом году ждем внедрения возможности дистанционного урегулирования страховых случаев, делится Анна Некрюкова. «От такого новшества выиграют и потребители, и страховые компании, так как онлайн-урегулирование значительно ускорило и упростило бы процесс осуществления выплат: клиенту не надо посещать офис страховщика и тратить на это ресурсы, страховая компания также быстро и удобно проводит все шаги по оформлению компенсации. Мы считаем, что онлайн-урегулирование является важным проектом клиентоориентированности страхового рынка», – резюмировала собеседница.