Цементная отрасль Казахстана находится в кризисе перепроизводства

Опубликовано
Редактор отдела "Недвижимость"
Мощности заводов на 40,6% превышают потребности внутреннего рынка

В 2020 году Казахстан произвел 10,8 млн т цемента, впервые с момента создания независимого государства преодолев планку в 10 млн т. Но этот рекорд, предполагают участники рынка, может стать абсолютным на долгие годы из-за проблем в отрасли, таких как перенасыщение рынка, финансовые и транспортные неурядицы и влияние коронакризиса. 

Средняя температура по отрасли 

Общая мощность 15 казахстанских заводов – 16,5 млн т цемента в год, а их средняя загрузка – 65,5%. 

Лучше всего дела идут у мангистауского «КаспийЦемента»: в 2020 году объем выпущенного там цемента превысил проектную мощность на 10%. Практически на полную мощность работают шымкентские заводы «Стандарт Цемент» и «Шымкентцемент». Выше среднего по рынку показатели загрузки у карагандинского Central Asia Cement/«Карцемент», жамбылских предприятий «Жамбылская цементная производственная компания» и «Жамбыл Недр», а также у «Бухтарминской цементной компании» и ПК «Цементный завод Семей» из ВКО. 

Эти восемь предприятий выдали на-гора 86% всего казахстанского цемента. В то же время два завода с современной «сухой» технологией производства, на строительство которых в 2010-х были привлечены десятки миллиардов тенге Банка развития Казахстана, – жамбылский ACIG и «Казахцемент» из ВКО – полностью остановлены. 

А загрузка Рудненского цементного завода, который начали строить в 2012 году, но запустили лишь в декабре 2018 года, – всего 7% (подсчеты «Курсива» на основе данных Национального бюро по статистике). Хотя на церемонии открытия директор Артем Макласов делился амбициозными планами – в течение полугода выйти на 80% производственных мощностей – и сообщал, что спрос на продукцию превышает возможности завода. 

9-полоса_Цемент-по-регионам.jpg

Свои и чужие 

Цементная отрасль РК находится в глубоком кризисе перепроизводства, считает исполнительный директор ОЮЛ «Казахстанская ассоциация производителей цемента и бетона» Ербол Акымбаев.  

«Производственные мощности казахстанских заводов на 40,6% превышают потребности внутреннего рынка (внутреннее потребление в 2020 году составило чуть более 9 млн т. – «Курсив»). А выход на соседние рынки осложняется тем, что государства защищают собственных товаропроизводителей. Например, в России по ГОСТу требуется дополнительная сертификация ввозимой продукции», – соглашается с представителем ассоциации и. о. директора ПО «Кокше-Цемент» Марат Ескиндиров. 

Еще одним сдерживающим фактором для развития отрасли некоторые участники рынка считают импорт цемента. В частности, Ербол Акымбаев указывает на неравные условия для внутренних и иностранных производителей. Зарубежные производители, по данным Министерства торговли, не обязаны регистрировать сделки на товарных биржах Казахстана.

Однако отечественные компании должны продавать партии объемом более 60 т исключительно через товарные биржи. «Это дополнительные затраты на брокерские услуги в размере 0,5%–1% от стоимости партии», – отмечает Акымбаев. 

Заместитель генерального директора ТОО «ALACEM» Станислав Щербаков придерживается другого мнения: «Импортеры неконкурентоспособны: для них доставка будет дороже. Со стороны импортеров давления цементная отрасль не испытывает».  

Коронафактор 

Локдаун тоже отразился на отрасли. К примеру, ALACEM, технический запуск которого состоялся весной 2020 года, не смог своевременно привезти специалистов из Китая, которые внедряли на предприятии операционную систему и налаживали автоматизированный цикл производства. В результате производство в полноценном режиме начнется в марте 2021 года. 

«Гежуба Шиели Цемент» в 2020 году вынужденно простаивал несколько месяцев – руководство и инженерный состав завода, выехав в начале 2020 года на китайский Новый год, из-за коронавируса не смогли вовремя вернуться в Казахстан.  

Дорогие деньги 

С финансовыми проблемами сталкиваются практически все цементные заводы.  
Игроки рынка говорят о высоких процентных ставках по кредитам, которые предприятия берут для запуска производства стоимостью в десятки миллиардов тенге, модернизации или проведения плановых ремонтов.  

В том числе из-за высокой процентной ставки по кредиту (18%) и дефицита средств Рудненский цементный завод строили долгие шесть лет. Проект завершили в конце 2018 года только после помощи государства – субсидирования процентной ставки перед Сбербанком через программу «Дорожная карта бизнеса-2020». 

Для ремонтов тоже нужны немалые деньги. «Стоимость импортных товаров в тенге повысилась более чем на 10% за год. Завод построен компанией FLSmidth (Дания), и для проведения плановых ремонтов есть потребность в приобретении дорогостоящих европейских комплектующих и оборудования. Ежегодный рост цен (в тенге) отражается на снижении рентабельности производства», – делится Марат Ескиндиров из «Кокше-Цемент».  

9-полоса_Цемент.jpg

Тяжелый груз 

Напрямую влияют на стоимость цемента и транспортные расходы. К примеру, из-за отсутствия железнодорожной ветки между станциями Айсары и Макинка ПО «Кокше-Цемент» вынуждено везти свою продукцию до конечных потребителей в Кокшетау и Щучинск по маршруту длиной 655 км. Напрямую расстояние составляло бы 187 км. 

А вот для ALACEM транспортная доступность – конкурентное преимущество: «Удаленным (от потребителей. – «Курсив») заводам доставка может обходиться в 5–6 тыс. тенге за тонну. У нас доставка до Алматы около 3 тыс. тенге. То есть за счет доставки мы будем на 50% давать цену ниже, чем другие производители», – говорит Щербаков. 

Парниковый эффект 

Потенциальной проблемой для развития цементной отрасли, по мнению Акымбаева, может стать Парижское соглашение по изменению климата, ратифицированное Казахстаном в 2016 году. 

Из-за особенностей химических процессов диоксид углерода является естественным продуктом производственного процесса (CO2 выделяется при обжиге сырья). На долю цементного производства приходится около 8% выделяемого углекислого газа на планете. 

Казахстан, занимающий, по данным Всемирного банка, 21-е место в мире по объему выброса CO2, обязался сократить выбросы парниковых газов на 15% к 2030 году. В стране установили квоты по объему выброса СО2  для каждой отрасли. Пока компании укладываются в эти квоты, но ежегодно они снижаются. Превышение квоты и работа без квот влекут штрафы, а покупка дополнительных квот – серьезные финансовые затраты. 

«При этом крупнейшие импортеры цемента в РК – Россия и Иран – входят в десятку мировых лидеров по объемам выброса парниковых газов (4-е и 7-е места в рейтинге Всемирного банка соответственно), а регулирование СО2 в цементных отраслях этих стран отсутствует», – отмечает Акымбаев. 

Учитывая, что покупатели цемента очень чувствительны к цене, такая ситуация может привести к снижению конкурентоспособности отечественных производителей перед импортерами, считает Ербол Акымбаев.

Читайте также