На очередном пленарном заседании мажилиса парламента 10 февраля депутаты призвали премьер-министра обратить внимание на проблему обмеления реки Урал. В прошлом году Россия и Казахстан начали сотрудничество по вопросу сохранения трансграничной реки. Будут ли результаты от этой деятельности и насколько на самом деле катастрофична ситуация на реке Урал – в материале «Курсива».
Обмеление в цифрах
Река Урал берет начало в горах Башкирии, протекает через Челябинскую и Оренбургскую области в России и Западно-Казахстанскую область в Казахстане, в Атырауской области впадает в Каспийское море.
Река пополняется из рек Сакмара, Илек, Утва естественным образом, через Ириклинское водохранилище – путем сброса воды через шлюзы. И реки, и водохранилища находятся на территории России.
Проблема обмеления Урала обсуждается не в первый год, однако в последние два года ситуация на территории Казахстана обострилась максимально: обмеление видно невооруженным глазом.
По данным филиала РГП «Казводхоз» по Западно-Казахстанской области, среднемноголетний максимальный уровень воды в Урале составлял 594 см, самый большой уровень воды – 852 см – наблюдался в 1994 году. В 2019 году во время весеннего паводка уровень воды составил 240 см, а в 2020 году – 307 см.
«Лимит потребления воды для сельского хозяйства составляет 607 млн кубов, но в 2020 году на эти нужды забрали всего 280 млн кубов воды, потому что брать воду попросту неоткуда – Урал пустой. А ведь еще есть нужды водоканала и других объектов», – отметил специалист филиала «Казводхоз» по ЗКО Шынболат Ермагамбетов.
По словам представителя «Казводхоза», Ириклинское водохранилище подает 15 кубов воды в секунду. Это называется санитарный минимум. Остальную воду хранилище аккумулирует у себя.
«У Ириклы есть запасы воды, на сегодняшний день 2,6 млрд кубов при мощности 3,2 млрд кубов. Для сравнения, четыре водохранилища на территории ЗКО имеют мощность 260 млн кубометров, то есть в 10 раз меньше. Сейчас они заполнены на 21%, запас воды составляет 54,7 млн кубометров», – сообщил Ермагамбетов.
В чем причина обмеления Урала?
По словам руководителя управления природных ресурсов и регулирования природопользования по ЗКО Рината Шауенова, маловодье в Урале связано с глобальными изменениями климата, теплой зимой и отсутствием снега в верховьях южноуральских гор
«Река Урал – это, прежде всего, сточные воды его притоков. Талых вод может быть немного из-за того, что земля недостаточно промерзает, в итоге снег впитывается в землю, а не уходит в реку. Например, в 2020 году «Росгидромет» сообщил о том, что объемы осадков выше среднегодовой нормы, и мы ждали больше воды. Но этого не произошло из-за низкой промерзаемости грунта. Кроме этого, летом было мало дождей, Урал не пополнялся в летний сезон и из-за этого обмелел. Мель видно невооруженным глазом», – подчеркнул Ринат Шауенов.
Председатель эколого-географического общества ЗКО Дархан Сариев считает, что основная причина обмеления реки Урал кроется не в изменениях климата, а в том, что Ириклинское водохранилище аккумулирует воду из верховьев Урала у себя и не спускает ее в низовья.
«Ириклинское водохранилище спускает 15 кубов воды в сутки, хотя их объемы позволяют спускать намного больше. Водохранилище находится на территории России, и влиять на то, чтобы положенное количество воды доходило до Казахстана, должны политики», – рассказал Дархан Сариев.
Так же считает и специалист «Казводхоза» Шынболат Ермагамбетов: по его мнению, Ириклинское водохранилище не увеличивает поток спускаемой воды из-за коммерческой выгоды: на нем располагаются туристические и рекреационные зоны, развито судоходство.
«Казахстан имеет такое же право на Урал, как и Россия. Конечно, кому-то хочется заработать, но надо понимать, что такое поведение приведет к тому, что река высохнет и будет второе Аральское море. Для того чтобы понимать всю обстановку и реанимировать Урал, необходим постоянный открытый обмен информацией о водохозяйственном состоянии рек на территории России и на территории Казахстана и совместные усилия в этом вопросе», – объяснил Ермагамбетов.
Реанимация в действии
В конце 2020 года в Москве министры экологии России и Казахстана подписали программу российско-казахстанского сотрудничества по вопросу сохранения и восстановления экосистемы бассейна трансграничной реки Урал на 2021-2024 годы.
Программа состоит из 17 пунктов, часть из которых связана с обменом информацией и организацией волонтерских движений, а другая часть – из конкретных действий, направленных на восстановление экосистемы реки.
«Принятая программа реанимирования реки, на первый взгляд, довольно эффективная. Радует, что начинается она именно с анализа текущей ситуации и научной работы, с инвентаризации действующих проблем. Без научной работы браться за вмешательство в экосистему реки небезопасно. По этой программе будут также возможно сносить плотины и гидроузлы. Это может быть правильным решением, ведь в прошлом часть из них была построена бездумно», – пояснил эколог Дархан Сариев.
Эколог также считает, что плюсами принятой программы являются строительство сооружений по очистке воды и работы по восстановлению биоразнообразия в реке.
По словам руководителя управления природных ресурсов и регулирования природопользования Рината Шауенова, принятие двусторонней программы по реабилитации реки Урал – это своего рода прорыв, поскольку до этого момента на уровне двух государств велись лишь переговоры, а до конкретных дел не доходило. В рамках подписанной программы на этот год будет производиться разработка проекта и подготовка технико-экономического обоснования, финансирование по программе определит Минэкологии.
«Сейчас управление проводит работы по берегоукреплению реки в Бурлинском и Акжайыкском районах и в двух местах Уральска. Это двухгодичные проекты, стоимость которых составляет 4 млрд тенге. Помимо этого, из областного бюджета выделено 800 млн тенге на уход за лесом вдоль русла реки Урал и лесовосстановительные работы. Лес помогает сохранять влагу реки», – рассказал Ринат Шауенов.
По словам Шауенова, управление природных ресурсов занимается и очисткой каналов реки Урал, ведущих к водохранилищам, которые обеспечивают водой треть области.
«На прочистку 70 км Кушумского канала выделено около 2 млрд тенге. Этот канал не чистился с 1971 года, он сейчас, как тромб в организме человека, мешает тому, чтобы вода из Урала доходила до наших водохранилищ. К этой работе мы приступим сразу же после того, как ПСД пройдет экспертизу. Кроме того, мы собираемся строить на одном из наших водохранилищ плавучую насосную станцию приблизительной стоимостью в 2,76 млрд тенге, которая позволит нам механизировано подавать воду из Урала в наши стратегические водохранилища», –сообщил Шауенов.
Кроме обмеления, на реке Урал есть еще одна проблема – загрязнения и регулярные вредные выбросы. Так, в 2018 году на Урале погибло 120 тонн рыбы, а в 2020 году водного монополиста региона ТОО «Батыс Су Арнасы» уличили в неправомерном сливе сточных вод в реку.
Экология региона также может пострадать из-за намерения властей Уральска частично вырубить Перевалочную рощу в Уральске для строительства объездной дороги и Набережной. Жители города выступили против инициативы властей, а экологи забили тревогу: такое вмешательство чревато потерей краснокнижных животных и растений, а также может повлиять на реку Урал, старица которой располагается в роще.