Риддер ждет статуса транзитного города
Градообразующее предприятие, главный источник формирования городского бюджета и основной работодатель в Риддере — ТОО «Казцинк» и его дочерние предприятия. На них трудится свыше 11 тысяч горожан. Всего в городе живет более 56 тысяч человек. Чем «дышит» и какими идеями полон бизнес моногорода в Восточном Казахстане — в специальном проекте «Настоящий Казахстан» от «Курсива» и компании «Шеврон».
От редакции: Мнение автора проекта или субъективная оценка каких-либо процессов, происходящих в городе, может не отражать мнение редакции или компании «Шеврон».
Объем городского бюджета на 2021 год составляет свыше 9 млрд тенге. По данным сайта акимата города, собственные доходы казны по сравнению с 2020 годом увеличились на 9,3% (19,4 млн тенге), составив 228,9 млн тенге. Налогов поступило 225,2 млн при прогнозе 201,1 млн тенге. Неналоговых поступлений — 2,2 млрд вместо ожидаемых 1,9 млрд тенге. Сумма поступлений от продажи основного капитала — 1,2 млн тенге (по сравнению с 2020 годом снизились на 51,9%).
Бизнес на мусоре
Компания «Фирма «Эталон», занимающаяся ремонтом дорог, уборкой улиц, вывозом твердо-бытового мусора, в прошлом году взялась и за сортировку отходов. Строительство мусоросортировочного цеха длилось два года. Вложено порядка 250 млн тенге собственных средств. Запуск состоялся в апреле 2020 года. Производственная мощность цеха порядка 70 тонн мусора в сутки.
«В карантин мусора меньше не стало, но мы работали на склад. Сбыта особого не было, потому что все закрыто. Цех просторный, складировали тюки. Какая-то продукция пропала, прогнила пока нашли точки сбыта. В общем, работали в минус. Но людям платили. Заработная плата у работников составляет от 90 до 120 тысяч тенге. Всего 21 человек работает, часть из них с центра занятости. Теперь вот надо потихоньку убытки покрыть, встать на ноги», — рассказывает директор цеха Максим Шелкунов.
Всего с апреля реализовано примерно 40 тыс. тонн коробок, 15 тонн картона и полиэтиленовых пакетов, 7-8 тонн бутылок, до 10 тонн брикетированного угля.
«Собираем по городу мусор, пропускаем через конвейер, где сортируется отдельно полиэтилен, пластмассовые бутылки, картон, банки алюминиевые. Прессуем и продаем, забирают местные компании из Семея, Усть-Каменогорска. Остальное в печах здесь же сжигается, цветной пластик, кожа, текстиль и другое. Из золы делаем брикетированный уголь для печного топлива. Очень долго горит и держит тепло, в отличие от обычного угля. В будущем такой уголь может составить хорошую конкуренцию обычному углю», — добавил он.
Легокирпичи и стройка
Компания «Таймур» по производству газобетонных, бетонных блоков, легокирпичей, песко-шлакоблоков работает в основном на частный сектор.
«Произвожу газобетонные блоки, использую отлежавшуюся и прошедшую проверку на экологичность золу ТЭЦ. Работа идет, в основном, летом. Делаем также фундаментные блоки. Легокирпичи из золы и песка производим. На это получили грант в 3 млн тенге. Примерно в смену 500 штук производим, в зависимости от заказа. Газоблоки в смену делаем три куба. Цены устькаменогорские. Наши обходятся дешевле, так как экономия на доставке получается. Заказы есть, но не в таких масштабах, каких хотелось бы», — отмечает руководитель предприятия Мурат Ордаканов.
Между тем, в городском акимате готовятся к масштабному строительному буму. Планируется начать восстановление ветхого жилого фонда. В городе всего около семидесяти таких домов. Некоторые из бараков, говорят горожане, в 1947 году строили немецкие и японские военнопленные. Кроме того, власти намерены в этом году начать строительство двух многоквартирных домов и выдачу земель под индивидуальное жилищное строительство.
«У нас более 1500 человек стоят на очереди на жилье. Кроме улучшения ветхого жилищного фонда, в планах строить 62 и 90 квартирные дома. Если поддержат в республике, то в 2022-23 годах реализуем проекты. Есть еще перспективный микрорайон для ИЖС. Аким области поддержал в части подведения инфраструктуры: водоснабжения и электроснабжения. Сейчас будем конкурс проводить, после него планируем предоставление земель под ИЖС. За счет жилой застройки и возведения арендного жилья планируем очередность в городе снизить до 2023 года», — говорит новый глава Риддера Дмитрий Горьковой.
Есть идея
Тем временем, представитель местного бизнес-сообщества Олег Беляев предлагает простой механизм своеобразной поддержки малого и среднего бизнеса. Сейчас хорошо только тем, отмечает он, у кого стабильные объемы работ, остальные выживают из-за общемирового кризиса.
«Тенденция такая, что объемы производства падают, у крупных компании и у МСБ. Я как участник регионального совета при Палате предпринимателей ВКО дважды поднимал этот вопрос. Государство лоббирует интересы зарубежных инвесторов, чтобы они приходили сюда с капиталом, открывали новые производства, создавали рабочие места. Если инвестор заходит с инвестициями свыше 5 млрд тенге, государство дает ему кучу преференции. И это правильно. Но это крупный бизнес.
Почему такая дискриминация. Ведь МСБ тоже является инвестором. Он вкладывает в производство, почему мы их не поддерживаем как инвестора. Предлагаю в стране ввести понятие «казахстанский инвестор МСБ». Критерий я предложил один, но можно два, три сделать. Основной критерий — показатель уплаченных налогов», — говорит директор ТОО «Авто-Форт» Олег Беляев.
Инвесторам с высокими коэффициентами уплаченных налогов, говорит он, давать послабления.
«За 2018 год среднеотраслевое значение коэффициента налоговой нагрузки для юридических и физических лиц по строительству от 7% до 8,4%. Но, предприятия, имеющие обороты в 100 млн тенге, могут платить налоги по-разному. В итоге, у кого-то коэффициент выше, у кого-то ниже. Если он не так, как надо платит налоги, у него ниже будет этот показатель.
Взять в налоговом органе показатели по уплаченным налогам, посмотреть кто сколько платит, если платит ниже среднеотраслевого показателя и участвует в конкурсах государственных закупок, то им преференции не давать. Пусть инвестором является, к примеру, компания, которая имеет показатель 20%., значит он платит больше, соответственно, он честнее. Пусть тогда такие имеют условную скидку 30-40-50% и выигрывают конкурсы. Да, у них, возможно, цена будет больше, но он налогами вернет государству», — сказал он.
В таком случае, те компании, которые платили меньше, перестанут прятать налоги, уверен Олег Беляев. И та половина, показатели которых были ниже среднеотраслевого, потянется вверх.
«А сейчас ситуация немного другая, выигрывает тот, кто не платит налоги и у кого нет налогооблагаемой базы. Поддерживается реальный бизнес, но находящийся в тени, который платит налоги ниже положенного. Мы должны поддержать реальный сектор экономики, но не теневой. Реальных пацанов, которые, несмотря на коронавирус, снижение объемов работают и честно оплачивают налоги», — сказал он. По его словам, сейчас при региональном совете создана рабочая группа по рассмотрению данного вопроса.
Туризм и волокита
Приоритетная отрасль в городе туристическая. Риддер славится красивой природой, тайгой, горнолыжными зонами. Но имеются определенные нюансы, которые мешают использовать потенциал «на всю катушку».
Всего, по данным отдела предпринимательства и туризма, в городе 30 объектов туризма, в том числе двенадцать баз отдыха, две горнолыжные базы, 10 гостиниц, 4 гостевых дома.
«Согласно карте «Топ-50» Риддер входит в Алтайскую курортную зону горнолыжного кластера. Определены приоритетные зоны. Первая, поселок Ульба: Ridder Resort Hotel, где практикуют спуски на снегоходах, открыта школа езды на снегоходе, горнолыжная база «Синегорье», ориентированная на горнолыжные спуски различной сложности. И база отдыха «Риддер Хютте», ориентированная на подготовку спортсменов биатлонистов.
Второй приоритетной зоной является село Поперечное, где расположены 4 гостевых дома, которые функционируют в летний период. Это для развития сельского туризма, домашняя еда, соответствующая обстановка. Тем, кто устал от городской суеты, очень все это интересно. Уже приезжали канадцы, филиппинцы. Третья приоритетная зона в селе Коноваловка. База отдыха «Березовка» ориентирована на развитие народных ремесел», — рассказывает руководитель отдела предпринимательства и туризма Риддера Асель Жумабаева.
Для развития туризма, говорит она, предпринимателям предоставляются земельные участки под мараловодство, размещение кемпингов, строительство баз отдыха.
«В 2020 году индивидуальным предпринимателем Климовым впервые завезено 5 маралов. Завозят понемногу, чтобы могли адаптироваться к нашему климату. Также ТОО «Ерда» в прошлом году начаты работы по оформлению земельного участка, площадью примерно 10 гектар», — говорит руководитель отдела предпринимательства и туризма.
Сами же предприниматели говорят о сложностях при получении земельных участков.
«У меня 400 маралов стоит в России. Не могу землю оформить, все обещают, но никакой помощи. Ходишь по кругу с бубном, чтобы документы сделать. Инвесторы есть из Арабских Эмиратов. Лошади, база, маралы имеются, осталось только начать городить и строить маральник. Подаем заявление, оперативности нет, только препоны ставятся и все. 9 лет так хожу», — говорит бизнесмен Владимир Климов.
Бизнес топчется на месте, парирует он, также из-за того, что не подведено электричество до некоторых баз отдыха.
Бизнес ждет «связи» с Алтайским краем
Десять лет назад для развития туристического кластера ВКО планировалось проложить дорогу между Риддером и Республикой Алтай. Кроме того, за счет бюджета вдоль трассы республиканского значения построить линию электропередач для западно-алтайского заповедника. Электрических сетей ждут также владельцы пяти баз отдыха, расположенных вдоль пути сообщения. Однако, как оказалось, работы по строительству инфраструктуры так и не завершены.
«Почему приостановили и не довели до логического завершения? С российской стороны дороги нет. По моей достоверной информации, федеральной картой Республики Алтай подведение инфраструктуры до границы с казахстанской запланировано на 2022-23 годы. Если они этот проект реализуют, мы с нашей стороны дорогу «добьем».
В целом, инфраструктуру, потому что она действительно имеет большое значение в развитии экономики как города, так и области. Международное сотрудничество и туристический кластер сразу начнут развиваться по-другому. Потому что, вы знаете, потенциал города Риддер именно туристический, очень огромный. И представляет интерес инвесторов международного уровня», — отмечает аким Риддера Дмитрий Горьковой.
С казахстанской стороны дорогу до границы с РФ отсыпали гравием и подготовили под асфальтное покрытие. Из-за отсутствия обратной связи с соседним государством, не было смысла асфальтировать, затем тратить средства на ее содержание, говорят в акимате. Работы прекращены. При этом, никто не подумал о целесообразности проведения работ по строительству линии электропередач. Ее поторопились начать в 2017 году и забросили. Деньги, выделенные на эти цели, «улетучились». А это порядка 400 млн тенге.
«Возбуждены дела в отношении государственных служащих. Но это уже суд решит. В этом году дополнительно 230 млн тенге выделено на завершение строительства. Пока конкурсные процедуры не объявляли, объявим, определим подрядчика», — сказал градоначальник.
Также он прокомментировал и вопрос с получением земель.«В основном, все те земли, которые привлекательны для развития туризма, находятся на землях лесного фонда. То есть, это как минимум согласование с комитетом лесного хозяйства и животного мира РК. И, соответственно, когда предприниматели доходят до определенного этапа, возникают, конечно, проблемы. А так желающих вложить инвестиции в туристический бизнес в Риддере много», — сказал Дмитрий Горьковой.