Новости

Почему санатории Казахстана работают на пределе рентабельности

И как им повысить свои доходы

Банкеты были одной из статей доходов казахстанских санаториев до пандемии. Отечественные курорты предлагали низкие цены для тех, кто хочет провести «непрофильные мероприятия».  

Но пандемия заставила санатории закрыться. После ослабления карантинных мер остались ограничения на проведение банкетов. Зато коронакризис открыл для курортов другие перспективы. Их постояльцы помолодели, они готовы вкладывать деньги в свое здоровье. Теперь отрасли нужно подстроиться под платежеспособных и более требовательных клиентов.

Панты, грязь и чистый воздух  

На начало 2021 года в Казахстане было 173 санатория. Их пересчитала Национальная курортная ассоциация (НКА) совместно с нацкомпанией «Kazakh Tourism».

Почти все казахстанские курорты многопрофильные. Однако за отдельными регионами Казахстана, по мнению экспертов НКА, закрепилась определенная специализация.

В курортную зону Сарыагаш близ поселка Коктерек Туркестанской области, где сосредоточена четверть всех санаториев Казахстана, приезжают лечиться минеральными водами, которые помогают при болезнях ЖКТ, снимают воспаления и восстанавливают иммунитет.

Если нужно повысить иммунитет, восстановить силы, улучшить эндокринную систему, то нужно ехать прямиком в Восточный Казахстан. Там разводят маралов, срезают их молодые рога (панты), производят из них различные препараты и используют в пантолечебницах.  

Санатории на берегу реки Урал – для тех, кто хочет укрепить суставы, нервную систему, справиться с кожными, мужскими и женскими недугами. Минеральные источники и лечебные грязи Западного Казахстана помогают в лечении этих болезней как нельзя лучше.

Чистый воздух сосновых боров, кумыс, панто- и грязелечение предлагают санатории Акмолинской области и СКО. А значит, там можно улучшить функции сердечно-сосудистой и нервной системы, суставов, органов пищеварения и дыхания.  

Портрет курортника

Две трети санаториев находятся в частной собственности, еще почти треть принадлежат государству, а четыре казахстанских санатория имеют иностранных собственников.

Одновременно казахстанские санатории, по данным Бюро национальной статистики, могут принять почти 19 тыс. посетителей.  

Постояльцы проводят в санаториях в среднем 12 дней. Однако в частных санаториях продолжительность пребывания на треть меньше – всего 8 дней, а в санаториях Министерства здравоохранения в 2,5 раза больше – 30 дней.  

40% постояльцев санаториев – мужчины, 60% – женщины. В государственных санаториях женщин чуть меньше – 57%. По данным опрошенных «Курсивом» организаций, возраст каждого второго посетителя – от 40 до 60 лет, еще почти треть – старше 60 лет и лишь каждый пятый – младше 40.

Наибольшее количество врачей и среднего медперсонала приходится на государственные санатории – по 4,3 и 17 человек на 100 койко-мест соответственно. В частных клиниках на 100 пациентов приходится 3 врача и всего 7,6 человек медперсонала.

Редкий иностранный гость добирается до казахстанского санатория. В 2019 году, по данным Бюро национальной статистики, их было всего 1,2 тыс. человек (0,4% от общего числа клиентов). Почти половина из них посетила частные санатории в Акмолинской области, еще четверть – в Алматы, каждый пятый побывал в санаториях Павлодарской области или ВКО.

Равнение на Европу

Как признались «Курсиву» представители отечественных санаториев, состоятельные казахстанцы предпочитают европейские курорты. Они манкируют отечественными санаториями, которые не соответствуют международным стандартам.

Так, многие санатории Казахстана были построены еще в советское время и фактически остались в той эпохе по техническому оснащению и уровню сервиса. Кроме того, любой владелец особняка с удачной локацией при наличии двух-трех физиотерапевтических аппаратов или SPA-услуг может позиционировать свой «постоялый двор» как санаторий.  

Даже в лучших санаториях страны есть проблемы с инфраструктурой, выяснила во время своего исследования НКА – отсутствуют подъездные пути, не предусмотрены трансферы, данные о санаториях не внесены в навигационные приложения. Не во всех санаториях развит досуг – мало предложений по экскурсиям и активному отдыху, есть острая нехватка квалифицированных кадров.

 

Pochemu-sanatorii-Kazaxstana-rabotayut-na-predele-rentabel'nosti---.jpg 

Чтобы изменить ситуацию, отдельные представители отрасли решили ориентироваться на западные стандарты (в Казахстане ориентироваться не на что: нет отечественных регламентов и регулирования).  

Официальной системой качества для европейских медицинских SPA и оздоровительных центров с 2006 года является EuropeSpa. Международные курортологи выделили более 1200 критериев качества, которые позволят отдыхающим чувствовать себя комфортно и безопасно, – упор делается на гигиену, качество уборки, правильное хранение продуктов, комфортные условия для сотрудников и отдыхающих. К примеру, даже доступные по цене номера категории «эконом» по стандарту должны быть расположены не в дальнем углу санатория, а близко к местам лечения, точкам питания, оснащены санузлами, душем, холодильником, кондиционером.

По системе EuropeSpa сертифицированы чешские здравницы в Карловых Варах, Яхимове, немецкие в Бад-Шмидеберге, венгерские на озере Балатон, российский в Белокурихе, другие курорты в Европе, странах СНГ и даже в Китае.  

Казахстанские курорты первые сертификаты получили в 2019-м. Их обладателями стали санаторий с почти столетней историей «Манкент» близ Шымкента и медицинский центр Управления делами президента на берегу озера Бурабай «Ок-Жетпес». Центр был подарком, который сделала Москва целинному краю полвека назад. В начале 2020 года заявку на сертификацию по международным стандартам качества подали еще два отечественных санатория, но пандемия помешала им реализовать планы.

Многие курорты не решаются получить сертификат: их останавливает высокий ценник – более 5 млн тенге. Однако международный сертификат позволяет санаториям выйти на новые рынки.

«Сертификат EuropeSpa носит рекомендательный характер, но его наличие дает обладателям возможность войти в каталог лучших санаториев мира, приобрести известность за пределами Казахстана и попасть в программы по лечебному туризму известных международных туроператоров. Я посетила более 50 казахстанских санаториев. Могу сказать, что 20% из них по качеству услуг могут претендовать на сертификат EuropeSpa», – говорит сертифицированный специалист EuropeSpa Expert Жазира Исмагамбетова.

Цена здоровья

Цены во многих отечественных санаториях весьма умеренные. К примеру, остановиться на курортах Сарыагаша можно за 6–7 тыс. тенге с человека в сутки. В эту цену, по данным сайтов санаториев, входит проживание и пакет медицинских услуг – минеральные ванны, грязи, ингаляции, массажи и другие процедуры.  

Низкими ценами санатории пытаются привлечь как можно больше клиентов. Но эксперты НКА отмечают, что подобные места размещения предлагают ограниченное количество медицинских услуг, плохое питание и слабый уровень сервиса.

Но даже на «золотом курорте» Казахстана – «Мерке Радон» (по бальнеологическим характеристикам минеральная радоновая вода в санатории превосходит знаменитые курорты Пятигорска, Белокуриху, Цхалтубо) проживание с питанием и 16 видами процедур обойдется посетителям в 9 тыс. тенге в сутки (с учетом зимних скидок).  

Эксперты отрасли, проводившие инвентаризацию отечественных курортов, отмечают, что большинство государственных санаториев работают на пределе рентабельности или даже в убыток.  

Отчасти это происходит потому, что в Минздраве РК нет службы, которая координирует работу санаторно-курортных организаций, и ФСМС по программе обязательного медстрахования устанавливает для санаториев тарифы ниже себестоимости услуг.

«По некоторым нозологиям – неврология, ортопедия, постковидная реабилитация – расчеты тарифов в два-три раза меньше актуальных расходов», – приводит пример вице-президент НКА Марат Шалов.

Но даже при таких тарифах получить путевку в санаторий от государства непросто. У перегруженного работой персонала поликлиник нет времени проводить отбор нуждающихся в реабилитации среди тысяч желающих, консультанта по реабилитации в поликлиниках тоже нет. В результате государственные санатории, по данным НКА, не загружены даже наполовину.

«Существует бюрократическая пропасть между пациентами и санаториями. Необходимо разрешить самим санаториям принимать к себе на реабилитацию пациентов на основании выписок из истории болезни», – считает Шалов.

Чтобы выйти на уровень рентабельности, некоторые государственные санатории предлагают дополнительные услуги – проведение MICE-мероприятий (конференций, семинаров, тренингов, презентаций, совещаний и деловых встреч), банкетов и т. д.

А для клиентов, приезжающих на курорт за свой счет, тарифы устанавливают исходя из низкого уровня платежеспособности целевой аудитории – людей старшего возраста, которые не могут себе позволить отдых за рубежом. При этом о лучших курортах страны потенциальные клиенты нередко узнают через сарафанное радио.

Улучшить ситуацию с загрузкой можно, если санатории и туроператоры вместе будут разрабатывать и продвигать турпродукты, считают в курортной ассоциации.  

Ковидный вызов  

Коронакризис может стать для казахстанских курортов драйвером роста. Во-первых, люди стали больше внимания уделять своему здоровью. Во-вторых, при закрытых границах местные санатории получили шанс показать себя.  

Как и большинство отраслей бизнеса, работающих в сфере услуг, санатории во время весеннего локдауна были закрыты. Но как только ограничения сняли, спрос на их услуги возрос. Причем состав отдыхающих «помолодел», отмечают участники рынка. Пожилые люди, которые обычно пользуются услугами санаториев, остались дома. Вместо них приехали более молодые постояльцы, желающие сменить обстановку и поправить здоровье.  

«Большой рост отдыхающих у нас был в осенний и зимний период 2020-го. Даже сейчас, во время сезонного спада, средняя загруженность остается на хорошем уровне», – делится заместитель директора санатория «Манкент» Луиза Курганова.  

Еще одним потенциальным драйвером развития могут стать программы профилактики и постковидной реабилитации. Эти программы готов предложить каждый третий отечественный санаторий – 60 из 173.