Как система маркировки и прослеживаемости поможет больницам

Опубликовано (обновлено )

Система маркировки и прослеживаемости, которую внедряет Казахстан – не только инструмент фискального контроля над товаропотоком. Как и любая система, использующая массив больших данных, маркировка позволит решить множество задач – например, исключить попадание лекарств, закупленных в рамках госзаказа для казахстанских стационаров, в частные аптеки для продажи.

В конце 2019 года Комитет контроля качества и безопасности товаров и услуг министерства здравоохранения озвучил информацию о появлении на прилавках российских аптек лекарств для онкобольных, которые должны были бесплатно раздавать казахстанским пациентам. При этом осенью того же года в стране наблюдалась нехватка онкопрепаратов, хотя единый дистрибъютор – «СК Фармация» — поставил в стационары вовремя весь необходимый объем таких препаратов.

Идентифицировать казахстанские препараты для лечения меланомы на российском рынке тогда позволили штампы казахстанских медорганизаций, но такая идентификация позволяет лишь выявить и наказать виновного, а не предотвратить факты продажи бесплатных лекарств. А с ними страна продолжала сталкиваться и в прошлом году. Так, летом 2020-го полицейские задержали в Алматы заведующего реанимационным отделением одной из районных больниц Алматинской области, занимавшегося незаконной реализацией лекарств. У него в машине во время задержания было обнаружено свыше 90 флаконов различных препаратов, которые должны были использоваться в больнице для проведения операций бесплатно.
 
Факты продажи лекарств, оплаченных из бюджета для оказания гражданам гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, не прекратятся, пока движение этих лекарств в стационарах не будет отслеживаться в онлайн-режиме. Такую возможность и предоставляет система маркировки и прослеживаемости товаров, и в Центре развития цифровой экономики, который разрабатывает и обслуживает эту систему, не исключают, что казахстанские больницы со временем станут ее частью.

Data Matrix позволит мгновенно выявлять «утечки»

«Стоит вопрос об оснащении стационаров сканерами, которые называются терминалами сбора данных, – говорит генеральный директор Центра развития цифровой экономики Бикеш Курмангалиева. – Минздрав такую систему хотел завести и до появления системы маркировки, потому что через стационары идет огромный поток лекарственных средств, и не секрет, что некоторые лекарственные средства, предназначенные для бесплатного потребления пациентами, попадают в торговые сети, потому что нет системы фиксации правильности использования этого лекарственного средства в автоматическом режиме», – говорит она.

Терминалы сбора данных в стационарах предполагается подключить одновременно с электронными системами министерства здравоохранения и Центра развития цифровой экономики. Двойной контроль позволит зафиксировать факт прибытия лекарства в стационар с помощью кода Data Matrix – уникального для каждой отдельной упаковки. И если эта упаковка вдруг «всплывет» в частной аптеке, то минздрав тут же будет знать, из какого именно стационара произошла утечка: Data Matrix позволяет отследить весь путь продукта от производителя до потребителя.

Весь вопрос только в том, что эта система сможет полноценно заработать после введения обязательной маркировки лекарственных средств в Казахстане. До 31 марта 2021 года в стране будет продолжаться пилотный проект по маркировке фармпрепаратов, а с 1 января 2022 года лекарства поэтапно начнут маркироваться в промышленном режиме.

«Плановый срок – это 1 января 2022 года, но не для всех лекарственных средств:  минздрав будет решать вопрос о том, какие лекарства попадут в первый пул обязательной маркировки, и перечень лекарств, которые попадут в систему на следующих этапах, потому что опыт России, перешедшей к маркировке лекарств, показывает наличие некоторых проблем при одномоментном переходе, – говорит Бикеш Курмангалиева. – До 1 марта должен быть определен перечень тех препаратов, которые первыми попадут в систему, а сейчас у нас идет пилотный проект с участием 4 казахстанских фармзаводов и дистрибъюторов, поставляющих в страну импортную продукцию». 

Маркировка может быть гибкой

В рамках пилотных проектов отрабатываются индивидуальные запросы отраслей – те же фармацевты просят «удлинить» код, которым будут маркироваться лекарства, за счет внесения в него данных о дате производства и сроках годности. Data Matrix, помимо прочего, является «ключом» к попаданию в единую цифровую систему хранения информации о товаре, где содержатся все данные. Воспользоваться этим «ключом» можно с любого смартфона, на котором установлено бесплатное мобильное приложение Naqty Ónim. Но для того, чтобы осуществить этот переход, необходимо устойчивое соединение с интернетом, фармацевты же, работающие с критической для здоровья и жизни людей продукцией, хотят полной автономности в установлении сроков годности лекарств даже в том случае, если у них по каким-то причинам не будет доступа в интернет.

kak-sistema-markirovki-i-proslezhivaemosti-pomozhet-bolnicam-2.pngФото: ЦРЦЭ

Индивидуально подходят и к вопросу маркировки молочной продукции: здесь в ходе пилотного проекта оператор пытается найти наименее затратный для производителя способ нанесения кодов на упаковку. Найдена альтернатива оснащению производственных линий дорогостоящими принтерами: по словам главы Центра, одна из крупных типографий страны согласилась апробировать нанесение Data Matrix кода на молочную упаковку до попадания ее на завод. Помимо существенного удешевления, такой подход даст толчок к локализации производства упаковки в Казахстане: внутри страны производится лишь 40% объема требуемой для молочной отрасли «тары», 60% завозятся из-за рубежа. Между тем, объем этого рынка исчисляется десятками миллиардов тенге, которые смогут зарабатывать отечественные производители после того, как со следующего года маркировка молочной продукции станет обязательной.

Попутно решаются и проблемы розницы – последнего звена системы маркировки и прослеживаемости продукции: двумерные сканеры, необходимые для считывания Data Matrix, стоят от 25 тысяч тенге и позволяют считывать одномерную информацию с кодов тех товаров, которые не подлежат обязательной маркировке. Но даже если розница по каким-то причинам не может себе позволить приобрести такое оборудование, она может бесплатно скачать в Google Play Market мобильное приложение NaqtySauda.Kassa, с помощью которого многие казахстанские магазины «пробивают» сигареты – их маркировка стала обязательной с октября 2020 года. При этом переход на систему маркировки в Казахстане неизбежен хотя бы потому, что на полную замену кодами Data Matrix привычных одномерных штрих-кодов переходят целые отрасли, продукцию которых импортирует Казахстан.

Почему маркировка становится входным билетом на рынки

В Европе процесс редизайна маркированной продукции идет в сфере тех же лекарственных препаратов, и учитывая, что Казахстан импортирует до 90% лекарств, аптеки через несколько лет просто не смогут считывать информацию с импортных упаковок с помощью одномерных сканеров. 

Аналогичный процесс ждет и другие наименования товаров, которые подпадают под обязательную маркировку – табачные изделия, алкоголь, обувь, молочку, меховые изделия и продукцию легкой промышленности. Так что Казахстану необходимо вливаться в этот процесс, поскольку обратной стороной отставания будет закрытие зарубежных рынков для продукции, произведенной в нашей стране, но не прошедшей процесс маркировки. Причем речь идет не о дальнем зарубежье, а о соседних странах.

Напомним, что в России единая система маркировки была создана в 2018 году, в ней участвует более 460 тысяч компаний и прослеживается 28,7 млрд кодов. Обязательная маркировка в этой стране введена для табака, лекарств, обуви, парфюмерии, фототоваров, шин и покрышек, а также для ряда товаров легкой промышленности. Маркировка молочной продукции там стартовала в добровольном режиме, в этом году россияне намерены начать маркировать велосипеды. Также в России проводится эксперимент по маркировке питьевой воды, а к контролю за исполнением условий маркировки подключено население: создано приложение «Честный ЗНАК» для потребителей – механизм общественного контроля всероссийского масштаба. Приложение для проверки легальности товаров скачано россиянами более 2,3 млн раз, российские пользователи проверили более 30 млн товаров. Самый большой запрос – на проверку обуви, потребители воспользовались этой возможностью более 15 млн раз; лекарства проверены более 5,3 млн раз.

Российская система показала значительные успехи в борьбе с контрафактом: при существовавшей оценке внутреннего рынка в 400 млн пар обуви в год, после введения маркировки в оборот в системе введено более 1,3 млрд пар. Доля нелегального оборота табака в России, по разным оценкам, снизилась в 2020 году до 7-10,2% с 15,6%, за 2020 год увеличение сбора акцизов составило 32,1 млрд руб. В Беларуси подписан указ о конфигурации системы маркировки, национальный оператор Беларуси (РУП «Белбланкавыд») при этом успешно получает коды «Честного ЗНАКа» для экспортеров товаров в Россию.  Недавно такую же возможность обеспечил оператор Киргизии. Маркировка развивается и в Узбекистане, который является страной-наблюдателем ЕАЭС: здесь она с 1 января запущена для табака и крепкого алкоголя. Так что переход к Data Matrix на упаковке для казахстанских производителей в течение ближайших нескольких лет станет вопросом прежде всего сохранения конкурентоспособности.

Читайте также