Последние пять лет в Уральске активно идет урбанизация, которая повлекла за собой массу проблем градостроительства. Основные из них – ветхое жилье, огромный частный сектор, перегруженные канализационные сети и отсутствие привлекательного внешнего вида города для туристов. Заместитель акима Уральска Асхат Кульбаев рассказал, как в городской администрации планируют решать эти проблемы.
Уральск одноэтажный
До обретения Казахстаном независимости Уральск представлял собой небольшой периферийный городок с населением в 214 тыс. человек. По данным департамента статистики, население проживало в 2036 многоквартирных домах, построенных преимущественно до 1970 года (1301 дом) и в период с 1970 до 1991 года (735 домов). Частных домов насчитывалось 8222.
Активная разработка Карачаганакского газоконденсатного месторождения, мировая тенденция к урбанизации и упадок сельского хозяйства привели в город большой поток людей. На январь 2021 года в Уральске проживает, по официальным данным, 318 тыс. человек. Однако акимат предполагает, что на самом деле жителей около 350 тыс. При предстоящей переписи населения власти намерены учитывать и семьи, живущие в дачных массивах и пригороде.
Увеличение количества жителей повлекло за собой большой процент застройки города. Статистика показывает, что Уральск вырос за счет частного сектора. Для сравнения, за 21 год, с 1970 по 1991 год, во время СССР, в Уральске появилось 735 многоквартирных домов. За 30 лет, с 1991 по 2021 год, появилось 550 многоэтажек.
За то же самое время, с 1970 по 1991 год, в Уральске появилось 1458 новых домов, а за 30 лет независимости Казахстана – 16 748 индивидуальных жилых домов. При этом бум строительства пришелся на 2006–2011 годы, когда было построено 4309 домов, и на 2011-2015 годы – 4996 домов. В 2015 году в Казахстане ввели мораторий на выдачу земель под ИЖС, не оборудованных инженерными коммуникациями. Это позволило снизить количество новой частной застройки.
По словам заместителя акима Уральска Асхата Кульбаева, новая выдача земель под ИЖС в Уральске будет осуществляться только в 2021 году. Для этих целей был выделен участок в поселке Круглоозерном, куда проводят необходимые коммуникации. Там получат земельные участки около 1400 семей-очередников. Всего в очереди на получение земельных участков – 70 тыс. человек.
«Развитие частной застройки в черте города – это несоразмерное расходование бюджета, исходя из расчета на одну семью. На обслуживание частного сектора уходит значительно больше средств. Эти территории необходимо оборудовать дорогами и инженерными коммуникациями и впоследствии обслуживать. Коммунальным службам сложно вывозить мусор и снег из частного сектора. Проще обслужить километр дороги, которым пользуется 100 семей, а не 10», – отметил Асхат Кульбаев.
Уральск нелегальный
Запрет на выдачу земли под индивидуальное жилищное строительство не остановил рост населения, но загнал его в подполье: люди стали строить дома на землях, предназначенных для ведения садоводства. В акимате не берутся утверждать, сколько семей проживают на дачах, сосчитать количество домов тоже не представляется возможным, поскольку застройки нигде не регистрируются.
«Есть тенденция, что жители области съезжаются и покупают не самое дорогое жилье. Сколько семей живут на дачах, неизвестно: хотя они и регистрируются в поликлиниках, дети ходят в школу, говорить о точном учете сложно. После переписи будет точная картина. Какая перспектива развития таких дачных сообществ – непонятно. Но проблема довольно серьезная», – заявил Кульбаев.
По словам чиновника, владельцы нелегальных застроек просят различной помощи у государства, начиная узакониванием домов и земельных участков и заканчивая проблемами благоустройства дачного сектора.
«Присоединить дачи к городу мы не можем, это повлечет за собой большие расходы. Для сравнения, в 2015 году приостановили выдачу земельных участков, и только в этом году государство смогло обеспечить инженерные сети на ПДП из 1000 земельных участков. В Уральске 170 дачных кооперативов, в состав которых входит от 12 до 15 тыс. дачных участков – благоустроить их все за счет государства будет сложно. И проблема не только в этом. В свое время дачные участки делились по 6 соток, между ними узкая дорога. До соблюдения саннорм там далеко. Организовать там пожарную безопасность, проезд коммунальных машин практически нереально», – отметил чиновник.
По мнению Кульбаева, организация благоустройства садовых товариществ – дело рук самих членов этих товариществ. Акимат лишь может ходатайствовать перед городскими коммунальными службами о расширении числа абонентов, содействовать в подведении и развитии инженерных коммуникаций.
«Акимат не может вмешиваться в деятельность садовых товариществ даже с точки зрения закона. Если применить прагматичный подход, то можно самостоятельно организовывать свое благоустройство. К примеру, если с каждого дома скинутся по 100–150 тыс. тенге, то можно привлечь подрядную организацию и установить водопровод и электросети. К сожалению, не в каждом садовом кооперативе есть люди, готовые этим заниматься», – считает Асхат Кульбаев.
Склепы посреди города
Еще одна проблема городского благоустройства – это аварийные малоэтажные дома дореволюционной постройки и таунхаусы – современные трехэтажные дома.
«В Уральске 52 аварийных дома, часть которых имеет историческое значение. И это только аварийные, есть много домов, требующих капитальной реконструкции, в целом в исторической части города жилой фонд изношен на 84%. Работа по переселению жителей из этих домов идет, хотя и не быстро. Работаем по программе государственно-частного партнерства, когда частный застройщик получает землю в центре города на месте аварийного дома, с обязательным заселением жителей аварийных домов. В этом году мы заканчиваем строительство дома, в котором квартиры получит 241 житель аварийных домов», – отметил спикер.
С 2015 года в Уральске началась так называемая точечная застройка – частные инвесторы строят таунхаусы, что является, по сути, уплотнительной застройкой с нарушением противопожарных и санитарных норм. Для удешевления себестоимости инвесторы покупают земли под ИЖС на делимых участках земли, а после увеличивают количество собственников через акимат, узаконивая эти объекты.
«К сожалению, есть судебные решения, и они не в нашу пользу. Поэтому бороться с ними сложно. Люди строят таунхаусы, а там хоть трава не расти: канализация не выдерживает, вода не течет, фундамент проваливается. И жильцы этих домов потом обращаются с жалобами в акимат, просят разрешить эти проблемы. Бороться с этим пока можем только с помощью профилактической работы. Мы собирали застройщиков с просьбой объединить усилия в деле прекращения точечной застройки и рассмотреть вопрос квартальной реновации. Но, увы, пока люди не заинтересованы в этом», – подчеркнул Кульбаев.
Кульбаев считает, что, несмотря на сложности, процесс точечной застройки пошел на убыль, поскольку против нее выступают сами жители Уральска.
«Сейчас пересматривают политику выдачи техусловий на подключение к системам жизнеобеспечения. В тех районах, где сети находятся в предельном состоянии по нагрузкам, техусловия не будут выдаваться либо будет предложено вкладываться финансами в реновацию инженерных сетей. Во-вторых, при наличии 600 или 1000 кв. м для строительства многоквартирного дома отдел архитектуры не будет выдавать архитектурно-планировочное задание», — отметил Асхат Кульбаев.
Чиновник отмечает, что рост населения и хаотичная застройка города повлияли не только на ускорение износа инженерных систем, но и на постоянное увеличение транспортной нагрузки города. Из-за прорывов канализационного коллектора Уральск часто остается либо полностью без воды, либо воду дают по часам.
В 2021 году планируется вносить корректировку в генеральный план города, который был принят в 2014 году и рассчитан до 2030 года. Среди прочих изменений – строительство объездной дороги через Перевалочную рощу, вызвавшее бурную дискуссию среди местного населения.