Рынки капитала следуют за потребительскими трендами. Количество веганов в мире, по оценкам различных организаций, может варьироваться от 550 миллионов до почти 1 миллиарда человек. Это огромный рынок, под который активно подстраиваются не только производители продуктов питания, кафе и рестораны, но и фондовый рынок.
Мясо из пробирки
Вегетарианство (и более жесткий его вариант – веганство) стало новым стилем жизни, адепты которого считают, что отказ от продуктов животного происхождения не только помогает вести здоровый образ жизни и гуманно относиться к животным, но и должно спасти мир от климатической катастрофы.
Журнал Science опубликовал в 2020 году отчет, который показывает: человечество должно изменить то, что ест, дабы решить проблему изменения климата. Чтобы достичь цели Парижского соглашения – ограничить глобальное потепление, нужно критически сократить выбросы углекислого газа, в том числе от сельского хозяйства. Фактически должны появиться новые способы производства продуктов питания.
Бизнес не стал игнорировать тот факт, что люди отказываются от традиционного мяса и мяса, произведенного традиционным путем. Один из крупнейших поставщиков мяса Tyson Foods (среди его партнеров компании YUM! Brands, McDonald’s, Burger King и Wal-Mart) ускорил развитие новых линеек продуктов, среди которых продукты без животных белков под брендом Raised & Rooted. Искусственное мясо от Tyson Foods уже продается в 5 тыс. розничных магазинов США.
Мясной гигант вместе с Биллом Гейтсом и Ричардом Брэнсоном вложился в стартап Memphis Meats. Стартап производит мясо из клеток животных в лабораториях, причем живые птица или скот в процессе не участвуют. Это то самое альтернативное животноводство, которое поможет снизить выбросы углекислого газа. Впрочем, интерес инвесторов к Tyson Foods это не подстегнуло. Если в начале 2018 года, когда компания объявила о первых инвестициях в Memphis Meats, ее акции торговались выше $78, то к декабрю того же года они опустились ниже $55.
В Memphis Meats вложился и сельскохозяйственный конгломерат Cargill, еще один крупный мировой производитель говядины. Компания инвестировала также в израильский стартап Aleph Farms, который производит мясо из клеток животных с использованием технологии 3D-печати тканей. Узнать, как это отразилось на инвестиционной привлекательности Cargill, невозможно – она не размещает акции на бирже.
По сути, на этом рынке происходит то же, что на рынке добывающих компаний, которые переключаются на альтернативные – зеленые – технологии.
Появились и компании по производству альтернативного мяса – на растительной основе. Самым известным на сегодня является Beyond Meat. Среди инвесторов компании – основатель Microsoft Билл Гейтс, актер Леонардо Ди Каприо и бывший гендиректор McDonald’s Дон Томпсон.
Растительное мясо включают в свое меню сети быстрого питания по всему миру. Бургеры без мяса подают в американских Burger King и KFC, а веганское буррито – в Del Taco.
Крупные кондитерские корпорации добавляют в ассортимент сладости на растительной основе. Швейцарская корпорация Nestle, один из крупнейших в мире производителей продуктов питания, тоже включилась в «веганскую гонку». Еще в 2017 году компания объявила о покупке американской Sweet Earth, производителя продуктов на основе растений. Линейка Sweet Earth насчитывает 48 продуктов без мяса – в том числе веганский бекон и ветчину.
В феврале 2021 года компания заявила о планах выпускать KitKat на рисовой основе. Новые батончики, на разработку которых ушло около двух лет, получат название KitKat V и будут пилотно продаваться в интернете и нескольких странах, например, в Великобритании.
Из крупных кондитерских брендов веганские сладости уже выпускает швейцарская Lindt, она продает шоколад на основе овсяного молока под брендом Hello. Другой известный игрок рынка – компания Mars – выпустила в Великобритании веганскую версию батончиков Galaxy.
Казахстанская кондитерская фабрика «Рахат» (входит в Lotte Group), учитывая ментальную и культурную особенность страны, пока не видит потребности в производстве изделий, ориентированных исключительно на вегетарианцев.
«Между тем вегетарианцы могут употреблять в пищу большинство наших изделий, за исключением тех, где в составе есть желатин животного происхождения, яичный порошок и, в случае чистого веганства, молоко. Эта информация содержится на упаковке», – рассказал председатель правления АО «Рахат» Константин Федорец.
В то же время «Рахат» видит растущий тренд на поддержание здорового образа жизни и соответствующий спрос на здоровые продукты – с низкой калорийностью, минимальным содержанием животных жиров, максимальным использованием растительных компонентов. И, например, мармелад на основе пектина (белок растительного происхождения) был выпущен с учетом этого спроса.
Компания Lotte Foods (тоже входит в Lotte Group) еще в 2019 году представила наггетсы и котлеты на растительной основе под брендом enNature Zero Meat. После продажи в июле 2020-го почти 60 тыс. упаковок растительных наггетсов и котлет компания добавила в линейку еще два продукта.
Ответ инвестора-потребителя
Фондовый рынок также отразил этот тренд и предлагает сторонникам веганомики соответствующие продукты для инвестиций.
В сентябре 2019 года у инвесторов появилась возможность вложиться в фонд US Vegan Climate ETF. Он нацелен на активы, которые защищают окружающую среду, животных, а также – право человека (это тоже часть экологического – в широком смысле слова – производства и потребления). ETF для людей, которые считают неприемлемым инвестировать в традиционные бумаги – акции нефтегазовых компаний, производителей мяса и оружия, компаний, наносящих вред окружающей среде и устойчивому развитию человечества.
К концу 2020 года фонд отслеживал акции 287 компаний. В их число вошли Tesla, Apple, Microsoft, MasterCard и Visa, Alphabet и другие компании. Они, по мнению управляющих ETF, содействуют защите окружающей среды и развитию человеческого потенциала.
В первый день торгов, 8 сентября 2019-го, одна акция US Vegan Climate ETF стоила около $25,24. К 23 февраля 2021-го цена выросла до $35,77, или почти на 42%.
Еще одна возможность для инвестиций – это ценные бумаги уже упомянутой Beyond Meat. Акции Beyond Meat стали доступны инвесторам 1 мая 2019 года по цене в $66,79, к 23 февраля 2021-го их цена достигла $149,42.
Однако рост был нестабильным: в июле 2019-го стоимость акций резко выросла до $243,9, но затем постепенно снижалась, достигнув «дна» весной 2020-го – на уровне $57,99.
Одно из последних резких падений этих акций было связано с ожиданиями, что McDonald’s включит котлеты Beyond Meat в свое меню. Однако, как пишут аналитики компании BCS Express, для инвесторов стали шоком слова президента McDonald’s Яна Бордена о том, что новая линейка растительных бургеров будет производиться самой компанией – без упоминания Beyond Meat. В итоге акции последней рухнули со $150 до $125.
Зато когда Beyond Meat 26 января 2021 года объявила о договоренности с PepsiCo о разработке новых снеков и напитков на основе растительного белка, цена акций компании достигла $186,83 против $158,73 в предыдущий день.
Есть еще несколько альтернатив для веганских инвестиций. Например, американская компания Tofutti, которая производит соевые, не содержащие молоко продукты для людей с непереносимостью лактозы, аллергиков, вегетарианцев и веганов. Акции этой компании торгуются на бирже: к 23 февраля 2021 года цена была $2,68 против $1,48 ровно год назад.
Не все компании «веганского» рынка представлены на бирже. К примеру, самый известный конкурент Beyond Meat – компания Impossible Foods, привлекает средства напрямую у конкретных фондов или инвесторов, не планируя выходить на рынки капитала.
Другая компания, работающая на этом рынке, – американская Eat Just, Inc., которая занимается созданием заменителей куриного мяса. В конце 2020 года она объявила о допуске своей продукции на рынок Сингапура. Eat Just, Inc. планирует провести IPO, и тогда у сторонников устойчивого развития появится еще один объект для инвестиций.
Ранее аналитик из Алматы удивил инвесторов с Уолл-стрит, когда представил сокрушительный «медвежий» прогноз IPO Beyond Meat. По его мнению, у компании, производящей вегетарианские бургеры, слишком много конкурентов.