С 1 марта открылась весенняя охота в Казахстане
С 1 марта открылась весенняя охота на селезней уток. В Казахстане ее не было четыре года – с весны 2017-го. Охота открывается не по всей стране сразу, а «волной», на 15 дней, в период с 1 марта по 15 мая, в зависимости от расположения охотхозяйств, так, чтобы захватить максимальное количество дичи, сообщает Казахстанская ассоциация сохранения биоразнообразия.
Формально охота идет только на селезней. И сторонники весенней охоты горячо доказывают, как у нас в стране все под контролем, как строго соблюдаются вообще все существующие правила, и как охотники, убирающие попутно мусор на берегах водоемов, уничтожают лишних селезней, которые только мешают самкам гнездиться.
«Все тот же набор аргументов, которые звучали с начала прошлого века, – более чем за 100 лет ничего не изменилось. Но и тогда, и сейчас многие охотники весной не охотятся, понимая как нерациональность (уничтожение лучших производителей), так и аморальность отстрела птиц, переживших зиму и готовящихся дать потомство. Главный вред охоты весной – мощный фактор беспокойства, заставляющий не только уток, но и других птиц покидать водоемы и в итоге снижающий их численность. Ее вред доказан рядом зарубежных научных исследований. А насчет соблюдения правил – все понимают, насколько это реально в нашей огромной малонаселенной стране с ее не самым законопослушным населением», – сообщает организация в сети Facebook.
За четыре года без весенней охоты в Казахстане появились данные о повышении численности уток и гусей в ряде мест, но, к сожалению, мониторинг гнездящейся водоплавающей дичи в масштабе страны так и не налажен. Резко упало число случаев браконьерства весной, которые выявляют территориальные инспекции Комитета лесного хозяйства и животного мира.
«Весенняя охота была закрыта после биообоснования, подготовленного АСБК и Институтом зоологии МОН РК, и это сразу вывело нашу страну в число стран, реально заботящихся об охране природы – охота весной на водоплавающих запрещена по всем странам Евросоюза, в Великобритании, в США, то есть в развитых странах, в число которых стремится попасть Казахстан, а также в Украине, в ряде областей России и др.», – говорится в сообщении.
В конце января 2019 года Казахским агротехническим университетом им. Сейфуллина (Астана) разработано «Биологическое обоснование на проведение весенней охоты в Казахстане» (то есть на отмену приказа о ее запрете), направленное на Государственную экологическую экспертизу. АСБК подготовила на него подробный отрицательный отзыв и отправила для рассмотрения экспертизой с копией в Комитет лесного хозяйства и животного мира МСХ РК. Отрицательный отзыв по открытию весенней охоты на пернатую дичь дал также Институт зоологии МОН РК. Комитет лесного хозяйства и животного мира ответным письмом подтвердил целесообразность запрета. В конце марта 2019 года Государственная экологическая экспертиза отклонила обоснование по открытию весенней охоты.
Ассоциация рассказывает, что затем сменилось министерство, охотники усилили нажим, и в итоге приказом председателя Комитета лесного хозяйства и животного мира Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 20 апреля 2020 года № 27-5-6/83 запрет на весеннюю охоту был отменен. Формально основу для отмены сделали, дописано несколько абзацев в обосновании по лимитам на использование животного мира, которое в 2019 году готовило свежесозданное ТОО «Степь». В рациональном использовании природных ресурсов и охране животного мира сделан шаг назад.
Ранее мажилис парламента Казахстана на пленарном заседании одобрил во втором, окончательном чтении проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты республики по вопросам туристской деятельности». В числе норм проекта – развитие трофейной охоты.
«Мировой практикой доказано, что научно обоснованный лимит изъятия старых самцов не оказывает угнетающего влияния на популяцию, а в некоторых случаях только увеличивает ее продуктивность. В Казахстане современное положение популяций многих редких видов стабилизировалось и можно говорить об устойчивом использовании старых особей для целей охоты», – уточняла министр культуры и спорта Актоты Раимкулова.