Почему в Карагандинской области не начинается добыча вольфрама

Опубликовано (обновлено )
редактор кор.пункта регион "Центр"
В регионе сосредоточены более 80% запасов в республике

Карагандинская область занимает первое место в Казахстане по запасам вольфрама. Хотя основные месторождения этого металла уже много лет вовлечены в недропользование, их разработка все еще не началась – компаниям не хватает денег.

Запасы богатые, содержание – бедное 

По данным территориального департамента комитета геологии МЭГПР РК, среди всех регионов Казахстана наиболее богаты вольфрамом недра Карагандинской области – 84,8% от всех балансовых запасов. Всего в регионе насчитывается 14 вольфрамовых месторождений, включая техногенные минеральные образования Акшатауского ГОКа и россыпь Долина Южная.  

Будучи комплексными, месторождения содержат молибден, медь, серебро и другие полезные ископаемые. Вольфрам является основным компонентом месторождений Верхнее Кайрактинское, Караоба, Северный Катпар, на долю которых приходится значительная часть его запасов. В качестве еще одного важного источника вольфрама выступает Коктенколь, в рудах которого преобладает молибден. 

«Промышленно-генетический тип месторождений Верхнее Кайрактинское, Караоба, Коктенколь – штокверковый. Содержание вольфрама в таких рудах низкое – 0,1%. Более высоким содержанием характеризуются руды месторождений скарнового типа, представителем которого является Северный Катпар — 0,2%», — рассказывает руководитель отдела государственного баланса и геологических фондов департамента Амерлан Елеусизов.

Ввиду масштабности проявления оруденения бедное содержание вольфрама не является сдерживающим фактором для освоения штокверковых месторождений Карагандинской области. Все они могут быть отработаны открытым способом, который считается наиболее производительным и экономически выгодным.

«При переработке даже 5-6 млн т руды в год такие месторождения становятся рентабельными», — говорится в статье, написанной главным научным сотрудником института геологических наук имени Сатпаева Фаридом Губайдулиным в соавторстве с другими учеными. 

С 2000 года из общего количества месторождений в недропользование были вовлечены восемь, остальные шесть находятся в резерве. 

 

pochemu-v-karagandinskoj-oblasti-ne-nachinaetsya-dobycha-volframa.jpg

Китай отказал

Месторождение Верхнее Кайрактинское считается одним из крупнейших в мире по запасам вольфрама – 1,2 млн т. 27 мая 2016 года контракт на разведку и добычу его руд заключило ТОО «Северный Катпар» — дочернее предприятие АО «НГК «Тау-Кен Самрук». Единственным акционером национальной горнорудной компании является АО «ФНБ «Самрук Казына», принадлежащее правительству РК. Общий срок реализации контракта составляет 49 лет (четыре года – разведка, 45 лет – добыча).
  
АО «НГК «Тау-Кен Самрук» приобрело ТОО «Северный Катпар» 26 июня 2015 года у трех физических лиц – Каната Аубакирова, Александра Чи, Гульнары Жумабековой. Стоимость сделки составила 7,7 млрд тенге. К тому моменту ТОО «Северный Катпар» уже более 10 лет обладало правом недропользования на одноименном месторождении с запасами вольфрама в объеме 110 тыс. т.  

Промышленное освоение месторождений Верхнее Кайрактинское и Северный Катпар все еще находится на предпроектной стадии. В будущем на месторождениях планируют построить два горно-обогатительных комбината  и единый металлургический комплекс. Для реализации проекта требуется  248 млрд тенге. 

В 2018 году были  определены основные условия сделки по продаже доли ТОО «Северный Катпар» (67%) китайской компании Xiamen Tungsten, которая должна была выступить в роли стратегического партнера. Однако в 2020 году ключевой акционер Xiamen Tungsten не одобрил сделку. 

Так как комитет по контролю и управлению государственным имуществом КНР по результатам оценки месторождений отказал в ее согласовании.  

Как следует из открытых финансовых источников, за пять лет с 2015 по 2019 год АО «НГК «Тау-Кен Самрук» вложило в ТОО «Северный Катпар» в общей сложности 9,7 млрд тенге инвестиций, предоставила ему в виде займов – 1,3 млрд. На протяжении этого периода товарищество приносило убытки: в 2015 году – 222 млн тенге, в 2016 – 81 млн, в 2017 – 82 млн, в 2018 – в 248 млн, в 2019 – 276 млн. 

В шаге от банкротства 

Дела ТОО Dala Mining, владеющего правом на разработку месторождения Коктенколь, идут гораздо хуже. Убытки компании на конец 2017 года (более свежая информация о деятельности Dala Mining в открытом доступе отсутствует) составляли 694 млн тенге, текущие обязательства превышали текущие активы на 8 млрд тенге.  Учредителем ТОО является Parkdale International B.V. (Нидерланды).

Право недропользования на месторождении Коктенколь с запасами 196 тыс. т вольфрама ТОО Dala Mining получило еще 8 сентября 2000 года. В 2020 году проект, связанный с освоением месторождения Коктенколь, находился в перечне инвестиционных предложений Kazakh Invest. Он подразумевал строительство на месторождении двух горно-металлургических комбинатов – молибденового и вольфрамового. Для его реализации было необходимо привлечение инвестиций в объеме $78 млн. 

8 января 2021 года Карагандинский экономический суд вынес решение взыскать с ТОО Dala Mining в пользу Jýsan Bank задолженность в размере 10,8 млрд тенге. В счет исполнения обязательств он в числе прочего обратил взыскание на залоговое имущество в виде права недропользования по добыче молибденовых и вольфраммолибденовых руд месторождения Коктенколь. 

В сложном финансовом положении находится еще один недропользователь – ТОО «Караоба-2005». Аудиторы, проверявшие бухгалтерскую отчетность компании в 2020 году, констатировали, что ее дальнейшая нормальная деятельность находится  под угрозой из-за продолжающейся  в течение нескольких лет убыточности и отрицательного размера собственного капитала. Согласно данным kgd.gov.kz, в течение последних пяти лет ТОО «Караоба-2005» не осуществляла налоговые отчисления в бюджет. 

ТОО «Караоба-2005» обладает правом на разработку месторождения, запасы вольфрама которого составляют  247 тыс. т. с 4 апреля 2005 года. Единственным участником ТОО является Kazakhstan Tungsten & Molybdenum Company, в состав учредителей которого входят четыре физических лица – прежние собственники ТОО «Северный Катпар» Канат Аубакиров, Александр Чи, Гульнара Жумабекова,  а также Мадиниеш Ибрайшина.

В поисках инвесторов 

Генеральный директор российской исследовательской группы «Инфомайн» Игорь Петров в числе наиболее вероятных причин длительной неразработки вольфрамовых месторождений Казахстана выделяет недостаточный уровень привлекаемых инвестиций, а также доминирующее положение Китая на мировом рынке вольфрама. 

«Китай во многом держит под контролем цены на мировом рынке. При низких ценах разработка бедных по содержанию вольфрама месторождений экономически нецелесообразна. Считается, что предельным порогом рентабельности большинства китайских производителей вольфрамовых концентратов является 150 долл./т WO3 (триоксид вольфрама). На такой отметке находилась продажная стоимость концентратов в 2016 году. В 2017-2018 годах наблюдался ее рост, а в 2019 году опять произошло снижение до 270 долл/ т WO3 (оксид вольфрама)», — поясняет Игорь Петров. 

pochemu-v-karagandinskoj-oblasti-ne-nachinaetsya-dobycha-volframa-3.jpgДинамика среднегодовых цен на продукты вольфрама на западноевропейском свободном рынке, долл. за 1% WO3. По данным Геологической службы США, metalbulletin.com и metal-pages.com.

По информации МИИР РК, сегодня активно ведется поиск потенциальных инвесторов по таким месторождениям, как Верхнее Кайрактинское, Северный Катпар, Коктенколь, Южный Жаур (запасы требуют доизучения).

«Самостоятельная реализация проектов возможна, однако для компаний целесообразно привлечение стратегического партнера, который обладает значительным опытом в вольфрамовой отрасли, необходимой для реализации проекта технологией и опытом реализации конечной продукции», — подчеркнул вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Руслан Баймишев, отвечая на письменный запрос «Курсива». 

Как полагает Игорь Петров, гипотетически казахстанские месторождения вольфрама могут привлечь внимание инвесторов из США (страна является крупным импортером вольфрамовых концентратов). Однако такая вероятность – минимальная. При наличии финансовых ресурсов Казахстан может осуществлять разработку самостоятельно в случае рентабельности проектов. 

Вольфрам широко используется во многих отраслях промышленности благодаря своим физическим свойствам – высокой температуре плавления (3422 градусов Цельсия), твердости, плотности и стойкости к коррозии. Его применяют при производстве металлорежущих инструментов, авиационной и ракетной техники, военных снарядов и других изделий.  Объемы потребления этого металла в разных странах значительно варьируются в зависимости от уровня развития отраслей, потребляющих его. В целом спрос на вольфрам считается стабильным.

Читайте также