В канун 8 Марта, дня, который на самом деле был придуман для того, чтобы говорить о равных правах мужчин и женщин, «Курсив» вспоминает истории трех знаменитых бизнесвумен: Энне Бурда, Мэри Кей Эш и Тори Бёрч. Они не просто добились успеха: их бизнес продолжается.
Энне Бурда: цена измены
Для тех, кто не в курсе и для кого Burda – это лишь журнал с выкройками: на сегодняшний день издательский концерн Hubert Burda Media – это 600 медиапродуктов в 20 странах, включая знаменитые Focus и Bunte и германские издания Elle и Playboy.
А глава концерна Хуберт Бурда давно и прочно занимает свое место в списке миллиардеров: его состояние оценивается примерно в $4 млрд. Могла ли когда-то представить такие цифры его мать, та самая Энне Бурда? Вряд ли. Особенно в тот день, когда решила издавать свой первый журнал. Ей было 40 лет, и она только узнала об измене своего мужа.
Франц Бурда был владельцем типографии. Классический сюжет: дома – жена-домохозяйка и трое детей, в офисе – секретарша и служебный роман, который привел к рождению ребенка. Фактически герр Бурда жил на две семьи, и вторая тоже для него много значила: во всяком случае, именно секретарше, а не жене он подарил возможность издавать журнал.
Биографы Энне Бурда любят рассуждать на тему, что же заставило ее принять решение отобрать журнал у любовницы мужа, но, так или иначе, она это сделала – прибегнув к помощи адвокатов. Классическая немецкая домохозяйка, весь трудовой опыт которой – работа кассиром на местной электростанции до замужества, взялась за издательское дело. Впрочем, красивая Энне всегда была очень элегантной, и, возможно, именно вкус и чутье, а также огромное желание стать не просто самостоятельной, но и по-настоящему успешной, помогли ей сделать потрясающее издание. Первый же номер Burda moden раскупили мгновенно. К слову, журнал появился очень вовремя: в 1950 году жительницы послевоенной Германии хотели одеваться красиво, но без больших затрат.
Через два года тираж Burda moden составлял уже 500 тыс. экземпляров, в 1965 году он увеличился вдвое и достиг миллиона.
Еще в пятидесятые годы журнал начал выходить на других языках в разных странах, от Австрии и Швейцарии до Канады и Аргентины, в 1987 году он добрался до СССР, а в 1994-м – до Китая.
Издательский дом не только увеличивал тиражи, но и расширял свой портфель, в последние годы – и за счет электронных изданий. Ежегодный оборот Hubert Burda Media до пандемии составлял 2,66 млрд евро. Неплохой результат для бизнеса «обиженной домохозяйки».
Мэри Кей Эш: женщин не повышают
Основательница бренда Mary Kay считается самой успешной предпринимательницей в американской истории. В 1979 году оборот ее бизнеса достиг рекордных $100 млн. Но дело не только в деньгах: Мэри Кей Эш, матери-одиночке из Техаса, удалось создать «идеальную компанию» – компанию, в которой она сама хотела бы работать.
В отличие от многих американок 1930-х, Мэри Кей Эш работала всегда: ее первый муж Бен Роджерс не отличался ответственностью и не особенно заботился о том, на что и как живут его жена и трое детей.
А после войны и вовсе попросил о разводе: он встретил другую.
В то время у Мэри Кей не было ни высшего образования, ни даже водительских прав, она работала коммивояжером, предлагая товары на домашних вечеринках. Наверное, ей было отчего прийти в отчаяние, но она этого не сделала: ей было некогда. Она только больше погрузилась в работу, ездила по стране, занимаясь прямыми продажами и обучая сотрудников. Как любой хороший работник, рассчитывала на повышение. Но ее «обошли», отдав должность мужчине. Она обиделась и ушла в другую компанию, где начала все сначала – но и там через несколько лет произошло то же самое. Она снова решила уйти и написать книгу о таких же и для таких же, как она сама – о женщинах в бизнесе. Начала просто: с записей в простом блокноте своих наблюдений о сильных сторонах тех предприятий, где работала. Закончив, поняла: у нее получился настоящий бизнес-план новой компании. Ее компании, в которой не будет места несправедливости, в том числе – в отношении женщин.
13 сентября 1963 года она открыла косметическую компанию Mary Kay, вложив в бизнес все свои сбережения – $5 тыс. Ей было 45 лет.
Пять средств (первая линия косметики) принесли компании $200 тыс. в конце первого года.
Одна из наград Мэри Кей Эш – это премия Горацио Элджера: ее присуждают выдающимся личностям, «которые добились успеха вопреки невзгодам». Можно было бы добавить: и гендерным предрассудкам.
Тори Бёрч: плагиат по-супружески
История американского дизайнера Тори Бёрч начиналась как классический сюжет из жизни богатой домохозяйки: муж, успешный венчурный капиталист Кристофер Бёрч, дал ей $2 млн и пошутил, что готов распрощаться с этими деньгами. Но все пошло не так: линия женской одежды, которую разработала Тори Бёрч, оказалась очень успешной, и на следующий год после открытия первого магазина на Манхэттене в 2004 году дизайнера пригласила на свое шоу Опра Уинфри, назвав «новой величиной в мире моды».
Справедливости ради стоит отметить, что Бёрч не была абсолютным новичком в деле fashion: до замужества она работала ассистентом в журнале Harper’s Bazaar, копирайтером у Ralph Lauren, и, наконец, директором по PR и маркетингу Vera Wang. Но дизайнером она не была, что не помешало ей создать бренд, в котором воплотились желания состоятельных американок: быть чопорно-элегантными и легкомысленно-женственными одновременно. Этакий «преппи», стиль студенток дорогих колледжей и университетов, но для взрослых.
Марка очень быстро набрала популярность, а муж привлек еще $10 млн инвестиций и стал председателем совета директоров и исполнительным директором Tory Burch LLC.
Дела у компании шли отлично, чего нельзя было сказать о семейных отношениях: в 2006 году Тори Бёрч подала на развод. Расставание с женой не заставило Криса расстаться с брендом, и он остался в совете директоров. А вскоре запустил собственную марку – C.Wonder, вещи из которой поразительно напоминали коллекции бренда его бывшей жены, но стоили в два раза дешевле. Логично было бы ожидать, что Тори Бёрч подаст в суд за плагиат, но Крис оказался быстрее: он обвинил ее в том, что она препятствует развитию его нового бизнеса, портит отношения с поставщиками и т. д. и т. п. Тори подала встречный иск. За «модным поединком» наблюдала вся Америка, и в итоге стороны помирились. А в 2012 году Кристофер Бёрч продал 20% принадлежавших ему акций инвестиционным фондам. Компания была оценена в $3,25 млрд, и Тори и Крис Бёрч попали в рейтинг миллиардеров.
Имя Тори Бёрч значится и в других рейтингах – так, в списке американских self-made женщин по версии Forbes она на 26-ом месте, а в списке самых влиятельных женщин в мире – на 88-м.