На мировом валютном рынке наблюдалась разнонаправленная динамика. На фоне роста цен на нефть валюты многих развивающихся стран укреплялись. Однако к концу месяца произошло усиление американской валюты, вызванное резким ростом доходностей казначейских облигаций США. Об этом рассказала заместитель председателя Национального банка Алия Молдабекова.
По ее словам, активное восстановление экономики США вызывает риски ускорения инфляции и риски более быстрого возвращения ФРС США к ужесточению денежно-кредитной политики.
«Данные опасения инвесторов сказались на динамике казначейских облигаций США в феврале – доходности в дальнем отрезке кривой достигли максимальных значений за последний год. В таких условиях снизилась привлекательность облигаций развивающихся стран, что, в свою очередь, вызвало отток капитала из местных рынков и ослабление национальных валют против доллара США», – пояснила Алия Молдабекова.
Несмотря на недавний рост доходностей в США и укрепление индекса доллара США, некоторые аналитики все еще сохраняют прогноз по глобальному ослаблению главной резервной валюты в текущем году.
«К примеру, Goldman Sachs считает, что повышение цен на сырьевые товары, в том числе нефть, могут смягчить негативный эффект для валют ЕМ от резкого повышения ставок в развитых странах», – отмечает Молдабекова.
В феврале укрепление доллара США к основным мировым валютам отразилось и на валютах развивающихся стран. Так, среди ЕМ валют наибольшее ослабление показали бразильский реал на (-)2,4%, турецкая лира (-)1,6%, индонезийская рупия (-)1,5%, мексиканское песо (-)1,4%.
В то же время российский рубль окреп на 1,7%, южноафриканский ранд – на 0,3%. Российский рубль в феврале вырос по отношению к доллару за счет роста цен на нефть и решения ЦБР оставить ставку неизменной. Ввиду санкционных угроз волатильность по российскому рублю сохранялась.
«В связи с улучшением внутренних и внешних фундаментальных факторов курс тенге с начала февраля укрепился на 1,7%, до уровня 417,02 тенге за доллар. Укреплению тенге послужил ряд позитивных факторов, – отмечает она. – Во-первых, это рост цен на энергоносители. Во-вторых, в феврале прошла налоговая неделя, когда нефтедобывающие компании выплачивали такие квартальные налоги, как налог на добычу полезных ископаемых и рентный налог. Максимально нацвалюта укрепилась в феврале до уровня 414,77 тенге за доллар, но в конце месяца уровень скорректировался на фоне коррекции цен на нефть и укрепления доллара США».
По ее словам, сегодня отмечается приток иностранного капитала на рынок ГЦБ РК. После пика в 604 млрд тенге в январе, в феврале объем ГЦБ РК у иностранных инвесторов продолжил рост и достиг 782 млрд тенге (около $1,9 млрд). Часть иностранных инвесторов приходит через канал Clearstream.
Напомним, в августе прошлого года были усовершенствованы расчеты по линии Clearstream с ГЦБ РК до типа DvP (delivery versus payment), что снизило кредитные риски при совершении транзакций.
Интервенций Национальный банк в феврале не проводил. Некоторую поддержку валютному рынку оказали продажи из Национального фонда в рамках обеспечения трансфертов в бюджет.
«Объем продаж из Нацфонда в феврале составил $443 млн. Это чуть меньше половины общего объема трансфертов в 375 млрд тенге (или $900 млн), выделенных в феврале. Оставшаяся часть трансфертов была выделена за счет остатков на тенговом счете и поступлений в Национальный фонд в течение февраля», – поясняет она.
Объем обязательной продажи части валютной выручки субъектами квазигосударственного сектора в феврале составил $211 млн.
После укрепления тенге в феврале с начала марта нацвалюта незначительно ослабла на фоне волатильности на рынке нефти, окончания налоговых выплат и укрепления американской валюты.
Сегодня торги закрылись на уровне 420,77 тенге за доллар. Национальная валюта ослабла на 1,05 тенге.