Правительство ставит развитие обрабатывающей промышленности в приоритет, называя ее драйвером роста экономики. Промполитика прописана одной из задач Национального плана развития до 2025 года.
По итогам кризисного 2020 года обрабатывающая промышленность оказалась в числе секторов, сохранивших позитивную динамику – за прошедший год она выросла на 3,9%. Лидерами стали фармацевтика (прирост на 47%), машиностроение (на 16%) и легкая промышленность (на 15%).
Ретроспектива не так радужна – концепция законопроекта о промполитике констатирует, что доля обрабатывающей промышленности в ВВП Казахстана в 2019 году составила 11,4%, что больше показателя 2010 года на 0,1%. Для сравнения: доля горнодобывающего сектора в ВВП увеличилась за 10 лет на 5%, доля услуг – на 3,9%. Другими словами, за последние 10 лет, несмотря на две пятилетки действия госпрограммы индустриально-инновационного развития, обрабатывающая промышленность не смогла увеличить свое влияние на экономический рост.
Тем не менее госпрограммы остаются финансовой базой для развития несырьевых отраслей в Казахстане. В 2021–2023 годах, судя по республиканскому бюджету, на одну только программу индустриально-инновационного развития направят свыше 100 млрд тенге.
Децентрализованный подход
Действующие нормы поддержки обрабатывающего сектора сформированы по отраслевому принципу: отдельные законы регулируют как конкретные отрасли промышленности, так и инструменты их развития.
За отсутствие системности и централизованного подхода действующее промышленное законодательство критиковал президент Токаев в сентябрьском послании 2020 года. «Нам не хватает системности, целостного подхода, из-за этого мы распыляем ресурсы на слишком большое количество проектов», – сказал глава государства.
Токаев поручил разработать унифицированный закон «О промышленной политике», который должен определить основные принципы, цели и задачи развития обрабатывающей промышленности, «определить стратегически важные производства, ключевые экспортные приоритеты, а также существенно расширить инструментарий мер поддержки».
Ответственным назначили Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК, так как это ведомство является ключевым государственным органом в сфере промышленного развития.
В представленной уже через месяц после поручения президента концепции законопроекта «О промышленной политике» отмечалось, что именно ситуация с разобщенностью законодательства «может приводить к сложностям реализации промышленной политики». Текст самого документа появился в ноябре 2020-го, в феврале 2021 года прошла его презентация в мажилисе. Сейчас законопроект находится в нижней палате, над поправками работают депутаты. Дата рассмотрения в первом чтении пока не назначена.
Политика без рамок
В январе 2021 года на открытии первой сессии парламента VII созыва Токаев свое предыдущее поручение уточнил: закон о промполитике «не должен быть рамочным… в нем следует предусмотреть конкретные меры, действенные механизмы поддержки и стимулирования отечественного бизнеса».
Разработанный МИИР документ поставленной президентом задаче отвечает не полностью. Большинство пунктов с мерами поддержки не имеют прямого действия, а отданы на откуп уполномоченным органам и институтам развития, которые сами могут прописывать методику своей работы.
Фактически законопроект в нынешнем виде обобщил все имеющиеся в стране подходы и инструменты развития обрабатывающей промышленности – либо вобрав в себя нормы из действующих законов, либо делая отсылки на них.
Из Предпринимательского кодекса сюда перенесли инструменты поддержки, такие как финансирование и софинансирование проектов, лизинг, субсидирование ставок вознаграждения и другие. Законопроект ссылается на действующие законы с регулированием специальных экономических зон и венчурного финансирования.
Среди нововведений – внедрение встречных обязательств для получателей мер стимулирования и возможность получить комбинированный пакет мер стимулирования через «соглашение о повышении конкурентоспособности».
Впервые в законодательстве появится понятие «индустриальный климат», который «представляет собой совокупность правовых, экономических и финансовых условий для эффективного развития промышленности». Разрабатывать и утверждать методику оценки состояния индустриального климата, а затем и заниматься его мониторингом будет Мининдустрии. На основании полученных данных будет сформирована промышленная политика на будущие периоды.
Ведомственное усиление
Законопроект укрепляет контроль мининдустрии над реализацией промышленной политики. Ведомство, согласно документу, берет на себя более 40 функций. МИИР сможет не только формировать, координировать и контролировать работу над картой индустриализации, но и косвенно влиять на деятельность нового органа – Межведомственной комиссии (МВК) по промышленной политике.
Возглавлять МВК будет заместитель премьер-министра (сейчас промышленность курирует Роман Скляр), а членами станут вице-министры, сами промышленники, депутаты, представители экспертного сообщества. МВК будет давать правительству рекомендации о введении новых, пересмотре и отмене мер стимулирования, а также заслушивать отчеты о реализации промышленной политики.
Кандидатуры в МВК будет предлагать мининдустрии, и оно же, судя по всему, будет отчитываться перед комиссией о результатах мер по развитию промышленности.
Концептуальное новшество законопроекта – переход от общего к частному, то есть от отраслевой поддержки «к стимулированию эффективных предприятий обрабатывающей промышленности с акцентом на насыщение внутреннего рынка качественной продукцией и выход на экспорт», как заявил на презентации в мажилисе вице-министр индустрии Аманияз Ержанов.
Однако из законопроекта непонятно, как будут определять эффективные предприятия и оценивать успешность их работы в будущем. Их, как и индикаторы успеха реализации промполитики в Казахстане в целом, должно разработать мининдустрии, а межведомственная комиссия – утвердить.