Национальный банк Казахстана готов предпринять необходимые меры для предотвращения чрезмерных колебаний национальной валюты, не обусловленных фундаментальными факторами. Об этом рассказал директор департамента монетарных операций Нацбанка Нуржан Турсунханов.
По его словам, биржевой курс тенге на утро 19 марта торгуется на уровне около 421,33, ослабев на 0,54% с уровня закрытия предыдущего дня. С 17 по 18 марта российский рубль ослаб на 0,8%, южноафриканский ранд – на 0,7%, мексиканский песо – на 0,4%. 18 марта по итогам торгов снизились мировые фондовые индексы: S&P – на 1,5%, Dow Jones – на 0,5 %, Nasdaq – на 3,02%.
«Нефтяные котировки показали максимальное дневное падение c июня прошлого года из-за ряда факторов, основными из которых являются риски медленного восстановления спроса на нефть и все еще низкие темпы вакцинации в Европе и развивающихся странах», – сказал он.
Как объяснил директор департамента монетарных операций финрегулятора, риск медленного восстановления спроса на нефть связан с беспокойством инвесторов на фоне сигнала о снижении покупок на азиатском физическом рынке нефти. Признаки замедления закупки нефти в Китае связывают с тем, что китайские нефтеперерабатывающие предприятия покупают иранскую нефть, несмотря на санкции в отношении ее экспорта.
«Из-за резкого роста доходностей ГЦБ наблюдается усиление доллара и ухудшение глобального риск-сентимента инвесторов, что приводит к ослаблению валют развивающихся рынков. Так, индекс доллара усилился 18 марта на 0,5%, доходность 10-летних гособлигаций США достигла в четверг 14-месячного максимума в 1,71%», – сказал он.
Также он добавил, что ослабление курса рубля, основного торгового партнера республики, также связано с усилившимися внешнеполитическими рисками и ростом инфляции в РФ. Негативная риторика президента США в отношении России привела к возросшей турбулентности на рынке российского госдолга, поскольку иностранные инвесторы пересматривают риски своих вложений в облигации федерального займа.
Напомним, Нацбанк в октябре 2020 года продал $91,3 млн из своих золотовалютных резервов, чтобы поддержать курс тенге к доллару на фоне негативной ситуации на внешних рынках. Тогда на фоне резкого снижения цен на энергоносители нацвалюта ощутила значительное давление.
С 10 по 31 марта Нацбанк провел валютные интервенции на внутреннем рынке на $1,49 млрд, в сентябре – на $232 млн.