В последний уик-энд марта стартовал 72-й чемпионат мира по автогонкам в классе «Формула-1». Гран-при Бахрейна завершился без сенсаций – на первом этапе вполне предсказуемо победил действующий обладатель титула Льюис Хэмилтон, устремившийся к завоеванию уже восьмого чемпионства, что сделает британского пилота единоличным рекордсменом по этому показателю.
Куда интереснее и драматичнее оказалось начало гонки на автодроме в Сахире. Главным действующим лицом стартовой части дистанции стал россиянин Никита Мазепин. Дебют 22-летнего пилота команды Haas вышел крайне неудачным: из пяти с половиной километров трассы Мазепин успел проехать в своей первой гонке «Больших призов» всего несколько сотен метров. На третьем вираже неопытный спортсмен слишком сильно нажал на газ, в результате чего потерял управление и вылетел в ограждение. На 21-й секунде этап в Бахрейне для Никиты был закончен.
Что ждет дальше молодого пилота из России после эпически провального начала? В истории Формулы-1 были и более провальные дебюты, но их авторы, как правило, больше ничем в «королевских гонках» и не отметились. Однако случалось и так, что стартовые неудачи закаляли спортсменов, и они впоследствии добивались серьезных успехов в Ф-1.
К примеру, итальянский гонщик Марко Апичелла может похвастаться самой короткой карьерой в истории «Больших призов». В 1993 году молодой пилот японской Формулы-3000 получил шанс в команде Jordan Grand Prix, его в Ф-1 лично пригласил «патрон» ирландской «конюшни» Эдди Джордан. Дебют Марко состоялся на домашней трассе в Монце, и он оказался запоминающимся: Апичелла попал в аварию спустя 900 м после старта и на этом… закончил карьеру в Формуле-1.
Годом позже «отличился» Жан-Дени Делетраз. Швейцарец сам себе купил место в терпевшей финансовое бедствие команде Larrousse – лишь для того, чтобы принять участие в финальном этапе того сезона, Гран-при Австралии.
31-летний на тот момент Делетраз квалифицировался в гонку 25-м из 28 допускавшихся тогда к старту пилотов. Однако на первом же круге Жан-Дени откатился на последнее место и стал безнадежно отставать от пелотона. Уже на десятом круге сражавшиеся за титул Михаэль Шумахер и Дэймон Хилл опережали дебютанта на круг. В итоге швейцарец сошел на 57 отрезке трассы из-за поломки коробки передач, к этому моменту проигрывая лидерам 10 кругов.
Примечательно, что в 1995-м Делетраз предпринял новую попытку закрепиться в «Больших призах», опять же за собственные средства купив себе место в команде Pacific Racing. И снова швейцарец не смог завершить первую же гонку – он досрочно закончил Гран-при Португалии на 14-м круге. Во многом благодаря «достижениям» Жана-Дени с 1996 года в Формуле-1 было введено «Правило 107%», получившее неофициальное название «Правило Делетраза», которое призвано не допускать к Формуле-1 столь откровенных аутсайдеров.
Впрочем, Формула-1 знала и намного более позитивные примеры, когда провалы на старте карьеры становились началом их победного пути в «королевских гонках». На них Мазепину и надо равняться. Сход россиянина стал для дебютантов Ф-1 быстрейшим за последние 19 лет. Во время Гран-при Австралии в 2002 году новичок команды Panasonic Toyota Racing Алан МакНиш и представитель Sauber Petronas Фелипе Масса столкнулись и сошли уже в первом повороте.
Но если британец довольствовался всего двумя сезонами в «Больших призах», четырежды попав в «очки», то карьера бразильца сложилась на зависть многим его коллегам по цеху. После неудачного дебюта Масса был переведен в разряд тест-пилотов «Заубера», но в 2004-м ему снова было доверено сесть за руль основного болида. И руководство швейцарской команды не прогадало: Масса сразу же стал весомой силой в пелотоне, за сезон дважды добиравшись до четвертого места при весьма скромных технических характеристиках «Заубера».
Успехи Фелипе не могли не остаться незамеченными со стороны более авторитетных участников Ф-1. В 2005-м бразилец подписал долгосрочный контракт с Ferrari, а год спустя стал одним из сильнейших пилотов пелотона. Всего за 15 лет в первой Формуле Масса завоевал 16 поулов, 41 раз финишировал в призах и выиграл 11 Гран-при, набрав за карьеру 1167 очков.
Масса и должен стать примером для подражания у Мазепина, чтобы те $22 млн, которые, по данным Racingnews365, потратил отец Никиты, глава компании «Уралкалий» и совладелец «Хааса» Дмитрий Мазепин, на то, чтобы его сын попал в Формулу-1, не ушли в никуда.