Российский «Технониколь» построит завод каменной ваты в Алматинской области

Опубликовано
Редактор отдела "Недвижимость"
Объем инвестиций в производство составляет 65 млн евро

Акимат Алматинской области и руководство российской корпорации «Технониколь» 9 апреля 2021 года подпишут меморандум о строительстве завода каменной ваты. 

Российская компания уже имеет 56 производственных площадок в семи странах (Россия, Беларусь, Литва, Италия, Великобритания, Германия, Польша). Выручка корпорации за 2020 год составила 112,9 млрд рублей ($1,6 млрд).

Сергей Колесников, совладелец и управляющий партнер корпорации «Технониколь», состояние которого Forbes оценивает в $1 млрд, рассказал «Курсиву», почему корпорация открывает новое производство именно в РК.
 
– При строительстве заводов «Технониколь» в Европе вы говорили, что это вынужденная мера из-за затрудненного валютного контроля при экспорте строительных материалов из России. Является ли строительство завода в Казахстане также вынужденной мерой?

– Решение о строительстве в Казахстане – логичный шаг в рамках нашей стратегии развития и опыта работы в регионе. В Казахстане мы представлены уже более 15 лет («дочка» российской корпорации – ТОО «Технониколь-Казахстан» продает в РК продукцию российского производства с 2004 года. – «Курсив»). Экспортные издержки небольшие, поскольку Россия и Казахстан взаимодействуют в рамках Таможенного союза. Сложностей, например, с НДС нет. Имеются только валютные риски и вопросы оптимизации логистики.

Что касается валютных рисков и логистики. Во-первых, в настоящий момент мы не можем фиксировать цены в тенге, что создает неудобства. Например, крупные застройщики Казахстана делают расчеты и закупки с ориентиром на национальную валюту, возникает разница курсов между рублем и тенге, вносящая путаницу. При этом наши торговые партнеры вынуждены брать на себя валютные риски. Локализация производства позволит их исключить.  

Кроме того, реализация проекта позволит оптимизировать логистику. Сейчас сроки доставки составляют в среднем пять-семь дней после заявки. Мы нацелены на то, чтобы, как в России и в других странах нашего присутствия, обеспечить сервис в течение 24 часов. Это одна из ключевых задач.

Поэтому мое решение о строительстве завода направлено прежде всего на улучшение сервиса для наших партнеров.

– Вы продаете в Казахстане собственные минеральные утеплители более 15 лет. Какую долю казахстанского рынка теплоизоляции вы занимаете сейчас и на сколько планируете увеличить ее после запуска завода?

– На сегодняшний день мы занимаем в среднем до 30% казахстанского рынка минеральной изоляции. Линия, которая будет работать на заводе в Казахстане, встанет в ряд с крупнейшими в мире мощностью до 1,5 млн кубических метров готовой продукции в год. После выхода на полную проектную мощность в 2025 году это позволит расширить нашу долю до 50%.

– Какие инвестиционные преференции вы получили на реализацию такого крупного проекта в Казахстане? Вы реализуете его на условиях государственно-частного партнерства?

– Проект реализуется исключительно за счет частных инвестиций.

Что касается преференций, они разделены на три части. Во-первых, налоговые льготы. В их числе отсутствие налогов на прибыль и на землю в течение 10 лет, на имущество – восемь лет. Также это освобождение от пошлин на ввоз импортного оборудования и сырья до пяти лет. Во-вторых, государственный натурный грант – земля, которую мы арендуем для строительства завода, при выполнении инвестиционного контракта передается безвозмездно нам в собственность. Третья часть – инвестиционная субсидия, отмененная в январе этого года. Она обеспечивала инвестору возврат 30% инвестиций в строительно-монтажные работы и оборудование. В настоящий момент рассматривается обновленный вариант субсидии, где говорится о возврате до 20% от инвестиций. Результат принятого решения по этому вопросу станет для нас значимым фактором дальнейшего инвестирования в новые мощности в Казахстане.

– Как вы оценили инвестиционный климат и уровень законодательной базы в области промышленного производства в Казахстане по сравнению с Россией?

– Нами пройден не весь путь. Мы находимся на начальных этапах. Основываясь на опыте регистрации юридического лица и согласования инвестиций, оперативности в решении текущих вопросов и прозрачности взаимодействия, инвестиционный климат и уровень законодательной базы в Казахстане я оцениваю положительно. Более полная оценка, безусловно, будет логична после прохождения всех этапов реализации проекта, особенно таких, как получение разрешения на строительство и обеспечение площадки завода необходимой инфраструктурой.

Отмечу активную позицию посольства Республики в Москве. Работники представительства выступили эффективным связующим звеном между нами и муниципалитетами Казахстана. Это сыграло положительную роль в развитии двусторонних отношений на ранних этапах сотрудничества. В других странах подобные инициативы встречаются достаточно редко.  

Кроме того, одной из особенностей законодательной базы Казахстана, на мой взгляд, является возможность регистрации компании на основе английской правовой системы. Для этого в Нур-Султане функционирует международный финансовый центр. Для ряда зарубежных компаний это весомый аргумент в принятии стратегического решения об инвестициях в промышленность Республики.  

– То есть для иностранных партнеров условия вполне привлекательные. А что, по вашему мнению, мешает казахстанской промышленности активно развиваться на своем рынке? Ведь по статистике, около 70% всей потребляемой на территории Казахстана минеральной изоляции составляют импортные поставки. 

По моим оценкам, в сегменте минеральной изоляции в Казахстане работают три значимых национальных предприятия с высоким потенциалом дальнейшего роста. На мой взгляд, никаких факторов, стагнирующих проактивное развитие промышленности стройматериалов в республике, в настоящий момент нет. Более того, пандемия дала возможности для развития промышленности стройматериалов, производящей, как оказалось, целый ряд наиболее востребованных товаров в условиях самоизоляции.

На примере российского рынка отмечу: спрос на многие категории товаров вырос до 30% в сравнении с показателями 2019 года. В частности, рост наблюдался в сегменте строительной химии (+30%), теплоизоляции (+16%). В сегменте минеральной ваты даже возникал дефицит.

В условиях самоизоляции люди стали чаще думать о строительстве частного дома, о ремонте старых дач для формирования оптимальных условий удаленной работы. Казахстан в этом плане не исключение. Для многих компаний строительного сектора сложившаяся ситуация может стать точкой активного роста. Почему бизнес нередко не замечает этого – другой вопрос.

– Может, вопрос в качестве? Как вы оцениваете уровень качества и экологичности теплоизоляции, выпускаемой сейчас в Казахстане? Есть ли для вас достойные конкуренты на казахстанском рынке?

– В Казахстане присутствует широкий ассортимент изоляционных материалов в самых разных ценовых категориях. Это касается и экологических аспектов, которые для каждого потребителя индивидуальны.

В целом отмечу, экологическая ответственность должна являться одним из приоритетов в ходе деятельности любой развивающейся компании. Бизнес, не готовый адаптироваться к подобным реалиям, теряет свои позиции. Мы давно уловили этот тренд и беспрерывно ему следуем. Поэтому все наши производственные линии и заводы изначально проектируются и строятся с учетом максимальных требований по экологической безопасности, полностью отвечающих, подчеркиваю, европейским нормам, которые значительно строже. В этом плане мы, по моим оценкам, занимаем ведущие позиции не только в Казахстане.

В частности, на заводе запланированы раздельный сбор мусора с дальнейшей его переработкой и программа рециклинга продукции. Эта программа действует на всех наших заводах – мы принимаем со строек отслужившую вату с кровель и фасадов зданий и перерабатываем ее. Таким образом, эти материалы не идут на захоронение, что крайне важно для окружающей среды.

– А как насчет социальной ответственности вашего бизнеса? Кто будет трудиться на вашем предприятии и какие условия труда вы готовы предложить сотрудникам?

– Если говорить о кадровой политике, то 95% сотрудников завода будут из числа жителей региона. Что касается заработных плат, то наша стратегия – работать с лучшими – будет действовать и в Казахстане. В этой связи уровень оплаты труда мы планируем обеспечивать на 15% выше рынка. Кроме того, наиболее активным и профессиональным сотрудникам будут доступны возможности работы и на других наших предприятиях в разных странах.

– Каковы, на ваш взгляд, перспективы рынка минеральной изоляции в Казахстане?

– По нашей оценке, рынок теплоизоляции в Казахстане составляет примерно 10 млрд рублей, или в среднем в 55–56 млрд тенге. При этом мы ожидаем ежегодный рост рынка на 10–15% в течение ближайших пяти лет.

Читайте также