Фактором давления на тенге стало резкое ослабление обменного курса главного торгового партнера по импорту – российского рубля, а также волатильность цены на нефть. Об этом рассказал директор департамента монетарных операций Нацбанка Нуржан Турсунханов.
По его словам, ослабление казахстанской валюты происходит на фоне влияния как внешних, так и внутренних факторов, основным из которых остается цена на нефть и динамика российского рубля. Валюта РФ падает на фоне растущих геополитических, санкционных рисков и продолжающегося бегства иностранных инвесторов из рублевых облигаций
Рубль демонстрирует худшую динамику среди валют развивающихся стран, впервые превысив отметку 78 рублей за доллар с ноября прошлого года. Значительное ослабление рубля произошло за последние сутки на фоне обострения ситуации на юго-востоке Украины. В результате с начала прошлой недели курс российского рубля снизился почти на 3%.
«Доля нерезидентов в российских гособлигациях упала ниже 20% впервые с августа 2015 года, что связано с неучастием иностранных инвесторов в новых выпусках из-за угрозы санкций. Вместе с этим Минфин РФ увеличивает объем покупок валюты в рамках бюджетного правила до максимальных в этом году объемов. За период с 7 апреля по 7 мая планируется направить на покупку валюты в рамках бюджетного правила 185.7 млрд рублей, что эквивалентно 2.4 млрд долларов США», – говорит он.
Турсунханов отметил, что с начала прошлой недели цена нефти марки «Брент» снизилась на 4,1%. На рынке нефти сохраняются риски дисбаланса, обусловленные потенциальным превышением предложения над спросом на фоне ужесточения карантинных ограничений в ряде европейских стран. Сложная эпидемиологическая ситуация складывается в Германии, Австрии и Франции, где стремительно растет количество госпитализируемых.
«Волатильность нефти возросла после решения ОПЕК+ по итогам заседания 1 апреля, где страны-участницы альянса приняли решение об увеличении квоты на добычу на 1.15 млн баррелей/сутки в течение следующих 3 месяцев. В дополнение Саудовская Аравия отказалась от добровольного сокращения добычи на 1 млн баррелей в сутки. Потенциальное снятие санкций с Ирана с последующим увеличением предложения на рынок и рост количества буровых установок сланцевого сектора США также оказывают давление на нефтяные котировки», – пояснил он.
По его словам, вместе с внешними имеются и внутренние факторы, способствующие давлению на курс тенге.
«Показатель индекса деловой активности перешел в положительную зону, составив 50,6 в марте, впервые превысив порог 50 с начала 2020 года. Восстановление деловой активности способствует росту спроса на иностранную валюту в рамках операционной и инвестиционной деятельности предприятий», – отметил он.
Кроме того, с начала апреля компании Казахстана приступили к выплате дивидендов, которые частично конвертируются акционерами и создают дополнительный спрос на валютном рынке.
В условиях плавающего обменного курса национальная валюта, как и прежде, находится прежде всего под влиянием фундаментальных факторов.
На биржевых торгах 7 апреля национальная валюта торгуется в диапазоне 430,80 – 430,85 тенге за доллар, ослабев на 0,37% от среднего курса вчерашних торгов. За период с 30 марта по 7 апреля обменный курс национальной валюты снизился на 6,8 тенге, или на 1,6%.