Миллиарды тенге потратят на восстановление лесов в ЗКО

Опубликовано (обновлено )
Планируется высадить 56 млн саженцев за пять лет

В Западно-Казахстанской области выделяют 2,2 млрд тенге на восстановление лесов. 978 млн тенге пойдет на покупку саженцев, а на технику – 1,3 млрд тенге. Планируется засадить 15 тыс. гектаров области к 2025 году. Об этом рассказала специалист лесного отдела управления природных ресурсов и регулирования природопользования по региону Наталья Максимова.

По ее словам, ежегодно на территории лесов по области высаживается 500 гектаров саженцев. По новой программе будут высаживать 900 гектаров в 2021 году. Каждый год площадь засеваемых территорий будет увеличиваться.

«Из этих высаженных деревьев приживутся максимум 50% саженцев. Это связано с нашей почвой, природно-климатическими условиями и отчасти с отсутствием полива. Довольно непросто организовать полив 500–900 гектаров земель. Но, по большому счету, при хорошо подготовленной почве деревья сами достанут корнями до грунтовых вод и обойдутся без полива. От сеянца до взрослого дерева они должны прожить период 5–8 лет», – говорит Наталья Максимова.

По ее словам, основная причина того, что половина деревьев не дорастает до взрослого возраста, – то, что скотина в сельской местности ломает или съедает молодые сеянцы.

Максимова объяснила, что тяжело узнать, чья корова испортила посадки и после этого привлечь владельца к ответственности. Чтобы делать ограждения свежих лесопосадок, нужно дополнительное финансирование.

Куда девается лес?

По словам Натальи Максимовой, вырубки деревьев для столярных цехов в Западно-Казахстанской области нет – сорта древесины не подходят для бизнес-целей. На дрова сельчане тоже срубают немного дров, так как газификация разрешила эту проблему. Главная причина истребления леса в регионе – степные и лесные пожары.

Работники лесного хозяйства регулярно проводят противопожарные мероприятия, тем не менее, в 2020 году по области сгорело 4494 гектаров леса – 2% от всего лесного фонда. Причиной тому стали степные пожары, которые перебрасываются на лесные территории, и речь идет не о самовозгорании.

«Владельцы сельских хозяйств, чьи поля располагаются возле леса, весной проводят отжиг полей. То есть они не убирают прошлогоднюю траву, а сжигают ее. Поджигают и уходят. Это для них проще и дешевле. Сухостой горит быстро и перебрасывается на лес. Мы постоянно проводим с ними разъяснительные беседы, взыскиваем штрафы, но ситуация не меняется. А ведь это приводит не только к выбросам вредных веществ в воздух, но и к реальным финансовым затратам, потому что сотрудникам ДЧС сложно тушить степные и лесные пожары, это неконтролируемое явление», – отмечает Наталья Максимова.

Бесполезно «менять лампочки» – нужно менять все

Эколог и руководитель регионального научно-экологического общественного объединения «Таза бұлақ» Арман Бектенов считает, что проблема климата в ЗКО не разрешится с помощью одной лишь высадки саженцев.

«Сейчас не так важно, сколько конкретно посадят саженцев, важно, сколько из них приживется. А приживется немного, потому что регион переживает маловодный период. Если не брать в расчет проблему реки Урал, которая не решится за один год, то это проблема маловодности местных малых рек, проблема опустынивания земель области и большое количество работ, связанных не с улучшением водоснабжения, а, напротив, с большим количеством водозабора из рек», – считает эколог.

Арман Бектенов отмечает, что власти приняли несколько ключевых решений, связанных с водопользованием, которые в перспективе могут привести к еще большему обезвоживанию региона.

«2,7 млрд тенге выделили на очистку русла Жайык-Шалкарского канала, то есть на то, чтобы восстанавливать озеро Шалкар (соленое озеро в 100 км от Уральска. – прим. ред.) водами из Урала. Это дело важное и нужное, потому что если высохнет Шалкар, то опустынивание пойдет еще больше и увеличит количество бронхо-легочных и онкологических заболеваний у населения. Но каким путем это делают? Обезвоживая и без того маловодную реку! Все это приведет к тому, что деревьям в пойме реки будет нечем питаться, и они начнут гибнуть, причем речь о взрослых деревьях», – заявил Арман Бектенов.

По мнению эколога, решение властей использовать для нужд населения и промышленных предприятий Уральска подземные источники из близлежащих поселков также приведет к гибели взрослых деревьев, которым будет недостаточно грунтовых вод для подпитки. Власти планируют обеспечивать городские микрорайоны водой из Серебряковского и Трекинского месторождения подземных вод, на модернизацию которых выделяется 4 млрд тенге.

Выход есть?

По словам Армана Бектенова, для улучшения процента лесистости и общего улучшения экологической ситуации области властям в первую очередь необходимо разрешить проблему маловодья.

«Можно начать с чистки малых рек на территории области, таких как Ембулатовка, Быковка, Большой и Малый Чижи. Эти реки сейчас как призраки, они пересохли. Проблема в том, что там заилились подземные источники, из которых они питались. Если их очистить, то это не только даст жизнь самим рекам, но и на определенный процент пополнит водооборот Урала – главной водной артерии региона. Соответственно, это даст жизнь лесу», – считает эколог.

По словам эксперта, в финансовом плане это выйдет недорого, если управление природопользования и природных ресурсов правильно организует работу.

Бектенов также отмечает, что прежде чем высаживать огромное количество саженцев, необходимо проводить работы по исследованию почвы и грунтовых вод, поскольку в период роста деревья потребляют больше влаги, что может стать причиной гибели взрослых деревьев.

В Уральске существует проблема обмеления реки Урал, на берегах которой проживает около 4 млн человек. Основные причины гибели реки – низкий сброс воды из водохранилищ Российской Федерации, изменение почвы и непринятие осадков, а также общее изменение климата.

Монополисты Уральска объявили о закупке двух систем для оборотного водоснабжения. По их мнению, это позволит уменьшить сбросы использованной воды в реку Урал, а также отказаться от постоянного водозабора. При этом сбрасываемая в Урал вода не относится к категории химически загрязненных вод.

Читайте также