Крупнейшие акционеры казахстанской медедобывающей KAZ Minerals Владимир Ким и Олег Новачук 15 апреля уведомили Лондонскую фондовую биржу (LSE) об увеличении своих долей в акционерном капитале компании до 39,368% у каждого. Ранее их общая доля равнялась 39,4%.
История ухода KAZ Minerals с Лондонской биржи и превращения в частную компанию приближается к концу. Владимир Ким и Олег Новачук впервые заявили о планах выкупить акции KAZ Minerals через свою компанию Nova Resources B.V. 28 октября 2020 года.
Изначально цена выкупа составляла 6,4 фунта стерлингов за ценную бумагу. Однако часть миноритариев выразила несогласие с такой офертой. В их числе были российская CFC Management с 3,6% ценных бумаг компании и американская RWC Partners с около 3,3%. В ноябре 2020-го издание Financial Times цитировало мнение генерального директора CFC Management Екатерины Черновой о том, что предложенная осенью цена за бумагу не отражает «справедливую стоимость и потенциал роста».
В итоге из-за недовольства миноритариев (котировки акций росли и превысили уровень предложения) оферту подняли сначала до 7,8 фунта, а затем и до 8,5 фунта и 0,19 фунта дивидендов за 2020 год. К 20 апреля, отметим, одна бумага торговалась на LSE в районе 8,49 фунта.
Последнюю предложенную цену 8,5 фунта, по оценке аналитика «Фридом Финанс» Ансара Абуева, можно назвать «вполне удовлетворительной c учетом мощнейшего ралли бумаг, которое привело их на исторические максимумы на местной бирже».
9 апреля стало известно, что большая часть миноритариев согласилась с обновленным предложением, – сделка была признана «безусловно состоявшейся». Условия оферты на выкуп акций KAZ Minerals приняли владельцы 49,8% акций компании, и мажоритарии компании, с учетом уже принадлежавших им 39,37% акций, консолидировали 89,17% KAZ Minerals.
С завершением сделки по выкупу акций Nova Resources помогла российская группа ВТБ. Компания «ВТБ Капитал» выступила финансовым консультантом, а Банк ВТБ – организатором финансирования на общую сумму $5,7 млрд, из которой $3,5 млрд пошли на саму сделку, а остальное – в качестве вспомогательной линии на рефинансирование текущей задолженности KAZ Minerals.
В ВТБ отмечают, что эта сделка по поглощению пока остается крупнейшей в секторе горнодобывающей промышленности в Европе и СНГ в 2021 году, а также второй по величине сделкой по приобретению компании, зарегистрированной на Лондонской фондовой бирже.
Правила прощания
Сбор заявок брокерами на выкуп акций был ограничен по времени, например, у «Фридом Финанс» он закончился 21 апреля в 16:00 (время Нур-Султана). «Инвесторам, решившим сохранить акции, следует понимать, что в будущем имеются большие ценовые риски, связанные с отсутствием рынка, в котором торговались бы бумаги. К тому же акции KAZ Minerals не являются дивидендными, чтобы рассчитывать на пассивный доход в будущем», – предупреждает аналитик «Фридом Финанс» Ансар Абуев.
Напомним, что ранее портал Investors Chronicle писал, что те миноритарии, которые не приняли оферту, могут получить либо деньги – 8,69 фунта за акцию, либо долю в KAZ Minerals, но уже как в частной компании.
Теперь, с учетом завершения сделки, KAZ Minerals обратится к Лондонской фондовой бирже и британскому финансовому регулятору FCA с просьбой о прекращении торгов акциями на LSE с последующим делистингом.
В сообщении KAZ Minerals от 9 апреля говорится, что торги ее ценными бумагами прекратятся 11 мая с 08:00 по времени Лондона. Сама компания перерегистрируется в частную компанию с ограниченной ответственностью.
Бумаги компании уже исключили из индекса FTSE 250, который представляет акции эмитентов, занимающих с 101-го по 350-е места по рыночной капитализации на LSE.
В Индекс KASE акции KAZ Minerals по-прежнему входят. «С 06 мая 2021 года представительский список акций для расчета индекса KASE останется без изменений», – уведомила казахстанская торговая площадка 13 апреля. На вопрос «Курсива», когда планируется исключение бумаг KAZ Minerals из Индекса KASE, представители биржи ответили, что «в настоящее время решения по данным вопросам не приняты», а вся оперативная информация появляется на сайте биржи.
Кто заменит KAZ Minerals в Индексе KASE (и заменит ли) – неизвестно.
Выход на перспективу «Решение основных акционеров сделать компанию частной и оградить миноритариев от рисков разработки труднодоступного Баимского месторождения выглядит рациональным», – комментирует Ансар Абуев из «Фридом Финанс» причины, по которым KAZ Minerals уходит с фондового рынка.
Выкуп акций нужен Киму и Новачуку именно для реализации медного проекта Баимская в Российской Федерации. Этот проект был указан в параметрах оферты: по мнению мажоритариев, реализация более рискованной, капиталоемкой стратегии становится «оптимальным долгосрочным путем» для KAZ Minerals. «Мы с Владимиром Кимом рады, что наше предложение по покупке акций KAZ Minerals было объявлено безусловно состоявшимся. KAZ Minerals смогла обеспечить привлекательный доход для акционеров в качестве публичной компании, однако, принимая во внимание скорый переход компании к следующей фазе масштабного развития, включающей разработку Баимского месторождения в России, мы считаем, что наиболее целесообразно будет проходить эту фазу в статусе частной компании», – цитируются слова Олега Новачука в пресс-релизе группы ВТБ.
Проект Баимская KAZ Minerals купила в 2019 году за $900 млн у Aristus Holdings Ltd – компании, которая принадлежит Роману Абрамовичу и его партнерам. Сегодня это одно из крупнейших в мире неосвоенных медных месторождений. При покупке его запасы оценивали в 9,5 млн тонн меди и 16,5 млн унций золота. Мажоритарные акционеры считают, что проект может обеспечить высокую рентабельность инвестиций, но имеет риски, связанные с будущей динамикой цен на металлы.
Изначально реализация проекта оценивалась в $5,5 млрд, но потом сумма выросла до $7 млрд, а затем и до $8 млрд. Прирост произошел после детальной оценки затрат – из-за необходимости дополнительных сооружений и оборудования для обеспечения увеличенной добычи руды. Сейчас компания разрабатывает технико-экономическое обоснование проекта, его публикация намечена на первую половину текущего года.
Для освоения Баимской придется привлекать крупные кредиты. Соблюдение процедур публичной компании могло замедлить реализацию проекта, но после делистинга KAZ Minerals сможет оперативнее решать любые операционные вопросы.