Китаянка Хлоя Чжао может стать лучшим режиссером американской кинопремии

Опубликовано (обновлено )
Ее фильм «Земля кочевников» стал одной из самых награждаемых картин сезона

25 апреля пройдет 93-я церемония вручения премии Американской киноакадемии. Однозначным фаворитом оскаровской гонки стала американский режиссер китайского происхождения Хлоя Чжао с фильмом «Земля кочевников». Почему Чжао наверняка сможет получить премию за лучшую режиссерскую работу и стать второй в истории «Оскара» женщиной (после Кэтрин Бигелоу), которая получит эту престижную статуэтку, в материале «Курсива».

В прошлом году ажиотаж царил вокруг великолепного фильма «Пара­зиты» южнокорейского режиссера Пон Чжун Хо. В этом году таким же вниманием окружена картина «Земля кочевников» Хлои Чжао. Это один из самых награждаемых фильмов сезона. В его копилке уже имеются: «Золотой лев» 77-го Венецианского кинофестиваля, приз зрительских симпатий на Toronto Film Festival и шесть номинаций на «Оскар» во всех основных категориях – «лучший фильм», «лучший режиссер», «лучший адаптированный сценарий», «лучшая актриса», «лучший монтаж» и «лучшая операторская работа». Также Чжао завоевала «Золотой глобус» как лучший режиссер и стала второй женщиной (после Барбры Стрейзанд), которая получила приз за лучшую режиссерскую работу на премии Голливудской ассоциации иностранной прессы. Еще у Чжао приз Гильдии режиссеров и четыре статуэтки от Национального общества кинокритиков США. Такой феноменальный успех неудивителен, ведь помимо художественных достоинств картины и блестяще сделанной работы, у нее есть еще один козырь – подходящая фигура автора.

kitayanka-xloya-chzhao-mozhet-stat-luchshim-rezhisserom-amerikanskoj-kinopremii.jpg

«Кто же ты такая, черт подери?»

39-летняя Хлоя, с 15 лет живущая в Америке, – одна из тех режиссеров, в которых сегодня нуждается Голливуд. Она не только, безусловно, талантлива, но и попала абсолютно во все сегодняшние тренды «Оскара»: женщина, китаянка (хоть и не диссидентка, но променяла Поднебесную на Америку) и представительница восточной, китайской, киношколы (училась Хлоя киноискусству в Америке, но картины великих китайцев, которыми она вдохновлялась с самого детства, не выкинешь из биографии). А еще она человек, который тонко чувствует время. Чжао сняла фильм о свободе как раз тогда, когда ее максимально ограничили во всем мире. Сейчас ее картина о пожилой американке, вынужденной разъезжать по стране в поисках работы, пожалуй, самая актуальная из всех.

Главное ее достоинство в том, что в своей ленте «Земля кочевников» китаянка сумела изящно перевести социальные неурядицы США в общечеловеческую драму. Все это признаки оскароносного режиссера. Нужно еще учесть, что главная актриса и продюсер картины – влиятельная и любимая в Голливуде Фрэнсис МакДорманд. Сама Хлоя также максимально вовлечена в американскую киноиндустрию. Она уже успела поработать над марвеловским кинокомиксом «Вечные», где снялись Анджелина Джоли, Сальма Хайек, Джемма Чан и Кит Харингтон.

Говорят, история работы над «Землей кочевников» началась еще в 2017 году. Фрэнсис, выкупив права на одноименную книгу Джессики Брудер о кочующей американке (она еще не знала, кто это будет снимать), отправилась на кинофестиваль в Торонто. Там МакДорманд увидела очень тонкую картину Хлои Чжао «Наездник» (о восходящей звезде родео) и была так поражена, что немедленно захотела сотрудничать с Хлоей. «Кто же ты такая, черт подери?» – повторяла МакДорманд, разглядев в китаянке родную душу.

kitayanka-xloya-chzhao-mozhet-stat-luchshim-rezhisserom-amerikanskoj-kinopremii4.jpg

Америка и ее аутсайдеры

Удивительно, но факт – у Хлои Чжао всего три полнометражных фильма (мы пока не считаем кинокомикс «Вечные»), и уже на третьем ее карьера взлетела до немыслимых высот.

Все три картины Хлои об Америке и американских аутсайдерах.

В ее дебютной драме («Песни, которым меня научили братья») в центре внимания оказалась брошенная молодежь в депрессивных индейских резервациях. В семье Уинтерсов два подростка – родные брат и сестра. Их мать никак не может завязать с алкоголем и мужчинами, старший брат сидит в тюрьме и говорит, что ему там лучше, чем дома, а отец семейства – уважаемый здесь ковбой – недавно погиб при пожаре.

kitayanka-xloya-chzhao-mozhet-stat-luchshim-rezhisserom-amerikanskoj-kinopremii6.jpg

Покойный был человеком, так сказать, активным – после смерти у него осталось аж девять бывших жен и 25 детей разных рас: и индейцы, как Уинтерсы, и черные (как их свод­ный брат-автослесарь), и белые (молодой ковбой, звезда родео). Джон Уинтерс, кажется, один из самых целеустремленных из них, он без пяти минут выпускник школы. Парень хочет стать боксером и мечтает переехать со своей девушкой-красоткой в Лос-Анд­желес, но его беспокоит, с кем тогда останется 11-летняя сестра.

Пока Джон думает и торгует из-под полы контрабандным алкоголем, за что не раз бывает бит, сестренка, до которой никому нет дела, пытается выжить сама. Она вызывается в помощницы к недавно освободившемуся из тюрьмы художнику, который продает вещи со своими нехит­рыми изображениями. Но тот то подерется, то напьется, то накурится, так что приходится девочке искать братьев. Ковбоев, например.

Это фильм о подростковом одиночестве, муках выбора и попытках обуздать свою темную природу в экосистеме, где она – необходимость. «Может быть, тем, кто живет в непростых условиях, нужно оставаться дикими? Иначе ведь не выжить», – рассуждает герой картины.

И когда приходит время выбрать комфортный Лос-Анджелес или душную резервацию в Южной Дакоте, он выбирает последнее. Ведь в этих унылых прериях находится то, что он до беспамятства любит, и то, что делает его самим собой.

Фильм был показан на Сандэнсе и Каннском фестивале, но особого резонанса не вызвал.

В 2017-м у Чжао случился прорыв, она сняла потрясающую драму о покалеченных ковбоях «Наездник» – свой второй фильм. В главной роли снялся Брэйди Жандро – непрофессиональный актер, один из братьев-ковбоев из ее первого фильма. По сюжету подающая большие надежды звезда родео получает травму головы. Парень вынужден бросить любимое дело, ведь максимум, на что он способен – это работать в супермаркете и раз в неделю объезжать очередного строптивого скакуна. На помощь родных ему рассчитывать не приходится, его семья – это отец, любитель спустить все деньги в автоматах, и младшая сестра с инвалидностью. Жизнь в таких условиях для Брэйди – пытка, ведь случись такие увечья с конем, животное не мучают, а сразу пристреливают. К тому же перспективы ближайших лет Брэйди понятны, его близкий друг в такой же беде – парень так травмировался, что уже никогда не встанет с коляски.

«Наездник» – это фильм о попытке оседлать жизнь, он о несбывшихся мечтах, человеческом достоинстве и жажде свободы, каким бы путем она ни достигалась.

Интересно, что в третьем фильме («Земля кочевников») герой Чжао, точнее героиня (Фрэнсис МакДорманд), наконец эту пресловутую свободу обретает. После закрытия градообразующего предприятия в их городке и смерти мужа женщина уезжает колесить по стране в своем плохоньком трейлере. Вынеся социальную тематику за скобки и намеренно дистанцируясь от скучной критики капитализма и конкретно США, Чжао, повторимся, уводит фильм на новый, наднациональный уровень. Кстати, китайцы, сначала обрадовавшиеся ее успеху, после ознакомления с ее интервью и критикой Китая в них притормозили у себя выход этой картины и изгнали Хлою из народных любимиц, заявив, что прежде, чем радоваться за нее, сначала должны проверить паспорт – чья она гражданка, КНР или США.

Но бана в Поднебесной ей следует бояться только перед премьерой «Вечных». Было бы обидно потерять кассу на одном из самых больших рынков. Ведь кинокомикс, который откроет четвертую фазу киновселенной Marvel и расскажет о первых и вечных супергероях Земли, обещает стать событием. Комикс, снятый режиссером авторского кино, которая, к слову, вдохновлялась «Выжившим» Иньярриту, это, как минимум, любопытно.

Восточный взгляд на западный мир

Чжао потратила на освоение американской культуры около 10 лет, в том числе подробно изучала политологию и философию. Кроме того, прежде, чем дебютировать, она четыре года прожила в индейской резервации и только потом решила снимать. Если ее первая работа «Песни, которым меня научили братья» была хоть и свежей, но достаточно робкой, Хлоя только нащупывала свою тему, то в «Наезднике» девушка окончательно самоутвердилась и расцвела как режиссер.

Все три полнометражных картины Хлои сняты неспешно, по-восточному медитативно, поэтично и невероятно красиво. Одни, глядя на ленты режиссера, вспоминают Терренса Малика (она тоже любит широко­угольный объектив и пейзажи умопомрачительной красоты), другие – Вернера Херцога (Чжао часто применяет приемы документального кино), третьи – Вонга Карвая (от него у режиссера умение сплетать изображение, музыку и чувства героев в одно цельное и очень эстетичное произведение), а четвертые и вовсе – Энга Ли. Он – один из тех редких азиатских режиссеров (Ли с Тайваня), кто сумел построить отличную карьеру в Голливуде. В свое время его драма о любви двух ковбоев «Горбатая гора» потрясла Америку так же, как сейчас ее впечатляют работы Чжао. «Откуда они о нас все знают?» – вопрошают американцы.

Действительно, ленты Чжао сняты так тонко, что если не взглянуть на титры, сразу и не догадаешься, что снимала это прекрасное американское инди приезжая. То есть человек, который никогда не знал такой нужды, как ее герои (Чжао – дочь топ-менеджера крупнейшей сталелитейной компании Китая), не жил в убогих трейлерах и не наблюдал все эти живописные картины американской глуши и этих колоритных людей с самого глубокого детства.

Читайте также