«Казатомпром» до конца июня продаст 49% доли в двух урановых месторождениях CGNPC
На прошлой неделе «Казатомпром» и China General Nuclear Power Corporation (CGNPC) подписали договор купли-продажи, в рамках которого китайская сторона получит 49% доли участия в ТОО «Добывающее предприятие «Орталык». В его состав входят два урановых месторождения – Центральный Мынкудук и Жалпак в Туркестанской области. На последнем из них в настоящее время ведется опытно-промышленная добыча, в случае успешности которой полномасштабное производство начнется в 2022 году. В 2020 году добыча урана в ТОО «ДП «Орталык» составила около 2,2 тыс. из 19,5 тыс. тонн общего показателя по группе.
По данным компании, сделку планируют завершить до 30 июня 2021 года и оценивают ее в $435 млн. После продажи доли «Казатомпром» сохранит за собой 51% в предприятии. Партнеры будут осуществлять покупку урана с вышеперечисленных месторождений пропорционально доле участия.
Выгодный обмен
Казахстан является крупнейшим поставщиком урана в Китай, потребность в котором будет расти ежегодно. Согласно прогнозу Всемирной ядерной ассоциации, в 2020 году Китай должен был использовать более 11 тыс. тонн урана, а в 2025 году потребность в нем вырастет до 18,5 тыс. тонн в расчете на 100 реакторов (сейчас действует 58 реакторов), в 2030 году – уже 24 тыс. тонн для 130 реакторов.
По данным китайской таможни, в 2020 году Казахстан уже поставил в КНР около 11,6 тыс. тонн стоимостью $1,1 млрд. Всего китайцы импортировали в прошлом году 16,7 тыс. тонн урана на $1,8 млрд. И для «Казатомпрома» Китай остается главным рынком сбыта. В 2019 году 40% из общей выручки национальной компании от продажи урановой продукции приходилось на поставки в КНР.
Сегодня Казахстан сотрудничает только с одной китайской корпорацией – CGNPC. Она является второй крупнейшей компанией в Поднебесной, уступая только Китайской национальной ядерной корпорации (CNNC). По оценке Всемирной ядерной ассоциации, сильная монополия CNNC на рынке топливного цикла в Китае вынуждает компанию развивать его самостоятельно, в основном за рубежом: собственных источников урана у CGNPC в Китае нет.
К нынешнему уровню кооперации «Казатомпром» и CGNPC пришли не сразу. В 2008 году CGNPC получила 49% в ТОО «Семизбай-U», в составе которого месторождения Ирколь в Кызылординской области и Семизбай в Акмолинской области, введенные в эксплуатацию в 2008–2009 годах. В свою очередь китайская сторона передала Казахстану технологию производства топливных таблеток (применяются для создания топлива для АЭС), которые «Казатомпром» поставляет на станции CGNPC с 2012 года. Тогда казахстанская национальная атомная корпорация сосредоточила на родине такие элементы ядерного топливного цикла, как добыча сырья, обогащение урана и выпуск таблеток.
В 2014 году партнеры приступили к развитию дальнейших переделов и подписали договор об организации в Казахстане производства тепловыделяющих сборок (ТВС, топливо для АЭС), решение о создании которого окончательно приняли в 2017 году. Завод «Ульба-ТВС» мощностью 200 тонн эквивалента уранового металла в год в виде ТВС на территории Ульбинского металлургического завода в Восточно-Казахстанской области планируется запустить до конца 2021 года, а первые поставки в КНР начать в 2022-м. Взамен этой инвестиции «Казатомпром» должен был уступить китайским партнерам 49% доли в ТОО «ДП «Орталык» на рыночных условиях.
Соглашение обязывает CGNPC покупать у завода «Ульба-ТВС» весь объем выпускаемой продукции в течение 20 лет (итого 4 тыс. тонн эквивалента уранового металла). Первый пятилетний контракт на поставку ТВС между «Ульба-ТВС» и CGNPC Uranium Resources Company Limited (дочерняя структура CGNPC) заключен в декабре 2020 года. Таким образом, после ввода завода национальный оператор превратится в компанию дореакторного полного цикла.
Партнер познается в ЯТЦ
Это не первая попытка Казахстана получить технологии для развития топливного цикла. В середине 2000-х на казахстанском рынке появился японский консорциум Energy Asia Limited, крупные доли в котором принадлежат Marubeni, Tepco и Toshiba. В 2018 году Казахстан сократил его доли в предприятиях «Байкен-U» и «Хорасан-U», которые разрабатывают участки 1 и 2 месторождения Северный Хорасан. Тогда японские партнеры не в полной мере выполнили свои обязательства по передаче технологий по созданию топлива для АЭС.
Российский «Росатом», пришедший на казахстанские урановые месторождения в одно время с японцами, также обладает собственной разработкой по производству тепловыделяющих элементов (ТВЭЛ) для атомных реакторов. Однако сотрудничество в области развития ядерного цикла ограничилось только доступом «Казатомпрома» к услугам по обогащению урана в России. В портфеле «Казатомпрома» 10% в АО «Международный центр по обогащению урана» (МЦОУ) в российском Ангарске и 1% в АО «Центр по обогащению урана» на мощностях АО «Уральский электрохимический комбинат» в Свердловской области.
Стоит отметить, что Toshiba, как и «Росатом», заявляла о желании построить в Казахстане АЭС по собственной технологии. Но правительство РК пока не видит необходимости разбавлять энергобаланс страны атомными мощностями.
Усиление позиций
Эксперты, опрошенные «Курсивом», считают, что сделка стала хорошим событием не только для урановой отрасли страны, но и для «Казатомпрома», находящегося в листинге Лондонской и Казахстанской фондовых бирж, а также биржи МФЦА.
По мнению ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, соглашение может укрепить положение «Казатомпрома» и CGNPC на мировом рынке. Например, они смогут предложить третьим странам сотрудничество в области развития атомной энергетики. Для этого они обладают технологиями и сырьем. При этом, полагает эксперт, сделка вряд ли скажется на операционных показателях ДП «Орталык». Не исключает он в будущем и продажу доли в пользу китайских партнеров в других активах национального оператора.
«Производственная мощность, вероятно, останется на прежнем уровне, и решение о необходимости ее изменения теперь будут принимать уже два акционера, если сочтут это необходимым и будет соответствующий спрос», – добавил Баранов.
По мнению аналитика ИК «Фридом Финанс» Данияра Оразбаева, сумма сделки примерно равняется стоимости доли в ДП «Орталык», которая оценивается приблизительно в $413 млн. Напомним, стороны подписали договор купли-продажи на $435 млн. По его данным, в 2020 году на долю ДП «Орталык» в общем объеме добычи урана «Казатомпромом» пришлось 11,6%.
«Если брать 11,6% от рыночной капитализации «Казатомпрома», то («ДП «Орталык». – «Курсив») можно оценить в $843 млн. А 49% от $843 млн составляет $413 млн», – объяснил он.