Комплексной проверки парка аттракционов в Уральске не будет после ЧП с детьми

Опубликовано (обновлено )
Экспертиза коснется только карусели «Калейдоскоп»

В Уральске в результате поломки карусели в парке аттракционов «Джуманджи парк», находящегося на территории городского парка культуры и отдыха, пострадало восемь детей. Владельцы парка аттракционов уверяют, что карусели проходят регулярный технический осмотр. Государственные органы не могут проверить парк на законность деятельности и соответствии всем техническим требованиям из-за моратория на проверки бизнеса.

Кто защитит детей?

По сообщению областного управления здравоохранения по ЗКО, 2 мая в 19:36 в парке аттракционов «Джуманджи парк» произошла поломка карусели. В результате аварии восемь детей от 5 до 10 лет получили различные травмы и были доставлены в областную многопрофильную детскую больницу по ЗКО.

По словам заместителя директора ТОО «Риа Мир» – компании владельца парка аттракционов «Джуманджи» Антона Ротштайна, произошла неожиданная остановка аттракциона, в результате чего сидения с сидящими в них детьми начали биться об остов карусели и друг об друга.

kompleksnoj proverki parka attrakcionov v uralske ne budet posle chp s detmi1_0.jpg

«Произошла поломка какой-то из частей карусели «Калейдоскоп». Что произошло конкретно – покажет комплексная экспертиза, которая будет как с представителями полиции, так и с нашими представителями. Сама карусель была приобретена нами в 2013 году в городе Минск, ее средний срок эксплуатации – 15-20 лет, то есть она еще может работать. Регулярно мы проводим техосмотр: ежегодный, перед открытием сезона, ежемесячный и ежедневный. Ежедневно, перед открытием администратор и механик производят пробную обкатку всех каруселей», – заявил предприниматель.

Ротштайн говорит о том, что в штате «Джуманджи парка» есть собственный инженер и два сотрудника, выполняющие обязанности механиков и электриков. Инженер – прошел дополнительные курсы по эксплуатации аттракционов.

«Техника может проходить регулярные техосмотры и обслуживаться, но это техника – невозможно предугадать и предотвратить абсолютно все. Но мы с себя вины не снимаем, будем помогать пострадавшим детям. Мы не имеем лицензии на данный вид деятельности, потому что это не требуется по закону. Мы сами выполняем все обязательства по обеспечению безопасности эксплуатации аттракционов», – сказал бизнесмен.

В департаменте полиции ЗКО сообщили, что по данному факту возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 306 УК РК «Выпуск или продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, которые повлекли по неосторожности причинение вреда здоровью двух или более лиц».

«Назначена экспертиза карусели, на которой произошло ЧП. Ее проведут в центре экспертиз в Актобе. В целом, парк продолжит свою работу, мы можем вести проверку только в рамках уголовного дела. Проверять остальные аттракционы на предмет безопасности мы не можем, поскольку сейчас действует мораторий на проверки бизнеса», – сообщили в пресс-службе ДП ЗКО.

Руководитель отдела культуры акимата Уральска Серик Каирлиев также сослался на мораторий для бизнеса.

«Парк аттракционов не имеет отношения к отделу культуры. Это частная территория, земли под него были даны ТОО «Риа Мир» в аренду на 16 лет еще в 2011 году. Кроме того, земля имеет статус городских земель и не относится ни к парку культуры и отдыха. Это частная территория, мы не имеем права туда вмешиваться», – заявил чиновник.

Kursiv.kz обратился за комментариями в СЭС, чтобы выяснить, кто контролировал или проводил надзор парка аттракционов при его установке, но нам сообщили, что этим занимается департамент промышленности при ДЧС, однако в этом ведомстве отметили, что они не занимаются вопросами аттракционов.

Детям – карусели, бизнесу – мораторий!

Руководитель департамента по защите прав потребителей по ЗКО Эльмира Киматова отметила, что случившееся – в том числе, результат упрощенной процедуры ведения бизнеса в Казахстане.

«Не важно, лицензируемая деятельность или нет, любые услуги и товары должны быть безопасны. Услуги парков аттракционов связаны с жизнью и здоровьем людей и соответственно, предприниматель обязан строго следить за их правильно эксплуатацией и техосмотром. Даже если нет госоргана, который бы проконтролировал их, бизнесмен имеет право привлекать сторонние организации для техосмотра. И разумеется, должен быть свой, внутренний штатный персонал, следящий за безопасностью», — отмечает Эльмира Киматова.

По словам Эльмиры Киматовой, надлежащее качество услуг, оказываемых владельцами парков аттракционов, вызывает сомнение.

«В более крупных городах, например, в Алматы на каждой карусели висит табличка с информацией – кто и когда проводил техосмотр карусели. В Уральске же этого нет, к тому же вызывает сомнение компетенция сотрудников парка аттракционов. Это молодые ребята, смогут ли они оказать первую помощь? Знают ли они, что нужно делать, если с аттракционом произошли технические неполадки? Работодатель должен заботиться о тщательном отборе и обучении персонала», — сказала она.

По словам представителя департамента, госорганам стало сложней осуществлять контроль над предпринимателями средней руки, поскольку число поводов для проверки значительно уменьшилось.

«Раньше для того, чтобы субъект предпринимательства начинал свою работу, он должен был предварительно получить все разрешительные документы. Сейчас можно просто направить в госорган уведомление о начале деятельности. Но и этого, порой, не делают. Государственные органы лишены возможности контролировать бизнес так, как контролировали его раньше, плюс само число проверок значительно сокращено. Для бизнеса это хорошо, упрощаются многие процедуры, но, в конечном счете, может пострадать потребитель. В этом году к нам в департамент поступило много обращений по фактам нарушения качества услуг и товаров. Если в прошлом году мы приняли 220 заявок, то в этом году за 4 месяца поступило уже 108 заявок. И это не считая устных обращений», — отметила Эльмира Киматова.

По словам представителя ведомства, пострадавшие в результате несчастного случая дети и их родители имеют право на защиту интересов с помощью государственных органов.

«Если не удастся договориться с руководством парка, вопрос можно решить через суд. Обязательно стоит учитывать и моральный ущерб, который получили и дети и родители. Это и испуг и то, что в больнице дети будут оторваны от привычной обстановки, от семьи. Если наберется инициативная группа, они могут решать вопрос более глобально: например инициировать вопрос о лицензировании этой деятельности, о создании на законодательном уровне правил пользования и эксплуатации атракционов», – отметила она.

Аттракционы нуждаются в госконтроле не меньше самолетов

В Казахстане нет ассоциации владельцев парков и аттракционов. Kursiv.kz обратился за комментариями в Российскую ассоциацию парков и производителей аттракционов (РАППА). В ассоциации отметили, что документ, регулирующий деятельность парков аттракционов имеется и он – общий для всех стран – участниц ЕАЭС.

«Определить безопасность аттракциона навскидку, невооруженным глазом — невозможно. Есть технический регламент 38, согласно которому аттракционы, которые вводятся в эксплуатацию с 2018 года, должны иметь сертификацию соответствия стандартам безопасности за номером 33907. Наличие этого документа позволяет эксплуатировать аттракцион, при условии, что госорганы официально регистрируют его для допуска на рынок страны. У каждого аттракциона должна быть табличка с информацией о дате проверки, информация о самом проверяющем органе, сроком очередной проверки и перечнем лиц, кому пользоваться аттракционом нельзя. Если этой информации нет – нужно обращаться в надзорные органы и заявлять о явном нарушении правил безопасности», – заявил президент РАППА Владимир Гнездилов.

По словам Владимира Гнездилова, помимо прочего, владелец парка аттракционов обязан проводить инструктаж сотрудников перед приемом на работу.

«Практика набора сезонных работников в парки аттракционов нормальна, поскольку бизнес сам по себе сезонный. Тем не менее, их необходимо обучать правилам эксплуатации, которые устанавливает производитель аттракционов. Необходимо составлять трудовой договор и должностную инструкцию для сотрудника. Что касается моратория для проверки бизнеса, то считаю, что в данном случае она не уместна. Мораторий может быть наложен на проверки по уплате налогов, по охране труда, но не по безопасности. Это одно и то же, что выпускать на линию непроверенные автобусы или самолеты», – отметил он.

По словам руководителя общественного фонда «Улагатты жануя» Марианны Гуриной, в Казахстане должен быть ужесточен порядок проверки оказания услуг и товаров для детей.

«Безусловно, сейчас везде открыта дорога бизнесу, но это не означает, что предприниматель в погоне за деньгами должен забывать о безопасности детей. Парки аттракционов – это довольно прибыльный бизнес, поток клиентов всегда большой. На вырученные деньги создать штат по техническому обслуживанию вполне реально. Однако предприниматели предпочитают экономить на этом. Даже, если бизнесмены будут иметь все необходимые бумаги и разрешения, не факт, что они действительно законные и не получены с помощью коррупции. Казахстану необходимо создавать штат защитников по правам детей, которые будут независимо от государства контролировать, в том числе, и частные предприятия, услугами которых пользуются дети», м считает Марианна Гурина.

Напомним, парк культуры и отдыха в Уральске много лет существует за счет аренды торговых мест для продавцов напитков, еды, детских игрушек и парка аттракционов. В 2020 году парк хотели передать в частные руки с правом последующего выкупа полностью, несмотря на то, что он относится к памятникам истории и архитектуры. Торги временно заморозили, после возмущения общественности, однако позже общественники выяснили, что три участка земли в парки были отчуждены.

Читайте также