Новости

Прокуратура рассказала о нарушениях прав предпринимателей Алматы

На мониторинговые группы поступает много жалоб

В прокуратуре Алматы рассказали о незаконных действиях мониторинговых групп, которые нарушают права предпринимателей и зачастую превышают свои полномочия.

Глава Управления по защите общественных интересов прокуратуры Алматы Фархат Садиров сообщил МИА «Казинформ», что в рамках работы по защите бизнеса был создан Сall-центр, куда предприниматели могут обращаться по любым вопросам. При этом с начала года в центр поступило около 120 вызовов – и чаще всего представители бизнеса жалуются на мониторинговые группы.

«Группы проводят рейды и проверяют соблюдение карантинных ограничений. У предпринимателей возникает много вопросов относительно деятельности этих групп. По каждому сообщению прокуроры оказывают правовую помощь и дают соответствующие разъяснения. При диалоге с предпринимателями зачастую выявляются решения мониторинговых групп, которые вызывают оправданное недовольство субъектов бизнеса», – рассказал Садиров.

Так, например, прокуратура пресекла незаконную практику мониторинговой группы Алмалинского района, которая в дневное время заходила в пустые кафе и, несмотря на отсутствие посетителей, пыталась оштрафовать предпринимателей за превышение числа посадочных мест. Такие примеры не единичны.

Напомним, что составы мониторинговых групп утверждаются постановлением акимата. В них входят представители акиматов, полиции, РПП «Атамекен» и общественные деятели. Рейдовые мероприятия таких групп легитимны лишь при выезде в полном составе. Они не могут в одиночку посещать объекты бизнеса. Проведение рейдов сотрудниками, не имеющими отношения к мониторинговым группам, также является незаконным. В таких случаях предприниматели вправе не допускать их на объект.

«На практике уже есть примеры, когда в один из объектов Наурызбайского района сотрудники полиции наведались под видом мониторинговой группы и требовали закрыть объект, поскольку действует запрет. На самом деле данное заведение функционировало в рамках пилотного проекта Ashyq. После вмешательства прокуратуры эти сотрудники были привлечены к ответственности», – добавил глава управления.

По словам Садирова, отдельное внимание прокуроры уделяют изучению ограничительно-запретительных мер, которые принимают контролирующие службы в условиях пандемии. Здесь также были выявлены серьезные нарушения.

«К примеру, руководитель Управления санитарно-эпидемиологического контроля Бостандыкского района своим постановлением приостановил деятельность 17 объектов из-за того, что у нескольких сотрудников в этих объектах выявлен COVID-19. Среди таких объектов — банк, частные школы, университеты и др. По закону органы санэпиднадзора не имеют таких полномочий. Поэтому прокуратура была вынуждена вмешаться в эту ситуацию и отменить незаконные постановления. По акту надзора виновные должностные лица были привлечены к административной ответственности за незаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность. Объекты возобновили свою работу», – отметил эксперт.

Прокуратура также отслеживает соблюдение прав и интересов предпринимателей во всех сферах взаимоотношений с государственным аппаратом.

«В процессе этой работы мы выявили системные нарушения, благодаря устранению которых восстановили права 30 тыс. предпринимателей. В частности, по мерам прокуратуры в отношении 130 предпринимателей были отменены незаконные проверки и административные штрафы. 18 предпринимателям оказано содействие в выдаче разрешительных документов и получении качественных государственных услуг. По актам надзора 11 предпринимателям помогли получить оплату за выполненные услуги в рамках государственных закупок. Виновные должностные лица, искусственно затягивавшие оплату, привлечены к ответственности», –заявил Садиров.

В декабре в Казахстане были приняты новые правила, согласно которым мониторинговые группы имеют право проверять объекты по пяти категориям.

В апреле от депутатов мажилиса парламента РК поступило предложение ликвидировать мониторинговые группы в связи с тем, что их действия нарушают предпринимательский кодекс.