«Курсив» рассказывает истории знаменитых братьев, у которых был общий бизнес, Koch Industries Дэвида и Уильяма Кох, как Ричард и Морис Макдональд продали торговую марку McDonald’s Рэймонду Кроку за $2,7 млн и как Мукеш и Анил Амбани из Индии начали делить свой бизнес после смерти отца.
Мукеш и Анил Амбани, Reliance Industries
В апреле 2021 года в рейтинге стран с наибольшим количеством миллиардеров Forbes третье место заняла Индия: здесь живут 140 миллиардеров с совокупным состоянием $596 млрд. И первый среди них – Мукеш Амбани ($84,5 млрд), председатель совета директоров и крупнейший акционер нефтяной компании Reliance Industries. Он является единственным представителем Азии в первой десятке другого рейтинга Forbes – богатейших людей мира.
Его младший брат, Анил Амбани, в рейтинги Forbes-2021 не вошел. Хотя 13 лет назад, в 2008 году, братья Амбани шли в списке самых богатых друг за другом: Мукеш (тогда его состояние составляло $43 млрд) был № 5 в мире, а Анил ($42 млрд) – № 6. Аналитики писали, что если бы братья не делили бизнес, то вместе они могли бы еще тогда стать лидерами рейтинга Forbes.
Братья Амбани, слева – Мукеш, справа – Анил. Фото: Getty Images
Что же произошло?
Все началось в 2002 году, когда умер их отец, Дхирубхай Амбани. Сын бедного учителя сначала занимался пряностями, но сделал состояние на производстве синтетических тканей. Созданная им в 1966 году Reliance Industries работала так успешно, что в 1977-м смогла выйти на биржу. Акции росли, и в начале нулевых она стала самой крупной семейной компанией в стране. Уже тогда Дхирубхай Амбани думал о том, чтобы выйти на рынок телекоммуникаций: он хотел сделать мобильную связь доступной для большинства жителей Индии. Амбани-старший умер, не успев осуществить свою мечту и не оставив завещания. И тогда сработала старая восточная традиция: во главе семьи (а, значит, и семейного дела) встал старший сын — Мукеш.
Братья начали конфликтовать почти сразу. Возможно, у них давно были разногласия, и теперь они вышли наружу. О ссорах в руководстве Reliance Industries начали говорить в СМИ, и стоимость акций компании стала падать. В конце концов вопрос решился благодаря матери братьев Амбани: она убедила их, что нужно разделить бизнес. Старший получил нефтеперерабатывающую отрасль и нефтехимию, плюс текстильное производство. Младший – новые направления: телекоммуникации, финансовые услуги, электроэнергетику.
Через несколько лет оказалось, что вопрос был решен только на бумаге, а на деле братья по-прежнему конфликтовали и мешали сделкам друг друга. В итоге они оказались в суде: процесс шел больше трех лет и его назвали «легендой мировой судебной практики». В 2010 году, как сообщила британская Times (https://www.thetimes.co.uk/), Анил отозвал свой иск к брату на 1,5 млрд фунтов. Кроме того, братья расторгли соглашение о неконкуренции, и Мукеш смог вернуться в телекоммуникации.
С тех пор его состояние постоянно растет, и, как писал Forbes, именно Jio (сервис по предоставлению широкополосного 4G-интернета) помог ему занять место в топ-10 богатейших людей мира 2021 году. Цена акций Reliance Industries росла весь 2020 год, несмотря на пандемию.
Для младшего брата 2020-й был совсем другим: Анил Амбани попал в число тех, кто покинул список миллиардеров Forbes.
Чарльз и Дэвид Кох, Koch Industries
Семья Кох сегодня занимает второе место в списке самых богатых семей США, а Koch Industries в 2020 году впервые за последние 13 лет была названа Forbes самой большой частной компанией в Америке. Бизнес продолжает расти, несмотря на уход из жизни в августе 2019 года Дэвида Коха, одного из двух братьев, возглавлявших компанию, основанную еще их отцом, Фредом Кохом.
Чарльз и Дэвид Кох. Фото с сайта kochind.com
На первый взгляд Koch Industries — это пример идеального сотрудничества и распределения обязанностей в семье. Но только на первый: У Фреда Коха было не двое, а четверо сыновей, и по его завещанию Koch Industries оставалась всем в равных долях.
Впрочем, при Фреде Кохе компания называлась Rock Island Oil & Refining Company. Выпускник знаменитого MIT (Массачусетский технологический университет), он заработал состояние, строя нефтеперерабатывающие заводы в СССР, и вернулся в США перед Второй мировой войной. В Америке он увеличит свой капитал, вернувшись к разработке и добыче нефти. В начале 1960-х он подключил к делам сына Чарльза, который к тому времени закончил тот же MIT.
В 1967 году Фред Кох умер, успев передать Чарльзу управление семейным бизнесом. В следующем же году Чарльз показал, что его подход к ведению дел сильно отличается от отцовского: он выкупил долю у других акционеров нефтеперерабатывающего предприятия Pine Bend (у семьи Кох на тот момент было 35%), для чего ему пришлось в первый и единственный раз использовать заемный капитал. Риск оправдал себя, сделка позволила значительно расширить бизнес: у семьи Кох появились минеральное предприятие, сеть заводов по изготовлению синтетических заводов DuPont, увеличились трубопроводы.
Но вместе с успехами в бизнесе умножались проблемы в семье: если один из братьев, Дэвид, поддерживал Чарльза, то два других, Фредерик и Уильям, не были согласны с его стратегией. Причем это был тот редкий случай, когда разошлись во мнениях близнецы – Дэвид и Уильям (Билл). Конфликт между братьями вылился в судебные процессы, и, в конце концов, в 1983 году Чарльз и Дэвид выкупили доли Фредерика и Билла больше чем за $1 млрд.
Но если в тот момент сумма сделки показалась братьям справедливой, то по мере роста стоимости Koch Industries возникли новые претензии. Настолько сильные, что, как писали в СМИ, Чарльз потом в интервью даже не называл имя Уильяма, говоря лишь «второй брат-близнец». Только через 10 лет споры утихли и каждый пошел своей дорогой.
Самый старший Фредерик, единственный из братьев, кто получил гуманитарное образование (в Гарвардском и Йельском университетах), занялся коллекционированием искусства, реставрацией исторических построек, благотворительностью и т.д. В начале 2020 года Фредерик Кох умер от сердечной недостаточности. Ему было 86 лет.
Уильям основал свою энергетическую компанию Oxbow Corp. По последним данным Forbes, его состояние оценивается в $1,6 млрд.
Его близнец Дэвид всю жизнь проработал вместе с Чарльзом в Koch Industries, и в 2019 году, в год его смерти (ему было 79 лет), Forbes оценивал его состояние в $50,5 млрд — 11-е место в списке самых богатых миллиардеров.
Чарльз Кох и сегодня остается CEO в Koch Industries и занимает 27-е место среди миллиардеров с состоянием в $46,9 млрд.
Ричард и Морис Макдональд, McDonald’s
Братья Ричард (Рик) и Морис (Мак) Макдональд никогда не ссорились. Во всяком случае, в СМИ нет ни одной истории о том, как братья разошлись во мнениях или, тем более, поругались. Наоборот, они были очень дружны, несмотря на семилетнюю разницу в возрасте и все делали вместе.
Первый ресторан McDonald’s, открытый Рэем Кроком, позднее ставший музеем, в Дес-Плейнс, штат Иллинойс, США. Фото: Tim Boyle/Getty Images
Сначала они отправились покорять Голливуд. С творчеством особо ничего не получилось, и братья открыли небольшой кинозал. Это дело тоже не пошло, и тогда они решили сделать ресторан для автомобилистов: тогда, в конце 1930-х, в Америке был бум автомобилей.
Этот бизнес, наконец, оказался удачным, и через 10 лет братья Макдональд были уже достаточно состоятельными людьми. Их ресторан в Сан-Бернардино процветал, но не приносил Рику и Маку никакого удовольствия, и они решили его переделать. Изучив свои бухгалтерские книги, они заметили, что огромную долю составляет продажа гамбургеров. Тогда зачем делать что-то другое? Братья решили: оставить в меню только гамбургеры, чизбургеры и картошку фри. Так появилось знаменитое меню McDonald’s.
А вскоре произошла судьбоносная встреча Рика и Мака с Рэймондом Кроком, которого многие считают настоящим создателем знаменитой сети фастфуда. Коммивояжер Крок тогда продавал мультимиксер, который мог одновременно сбивать пять коктейлей. Братья Макдональд заказали 8 таких миксеров. Рэймонд Крок решил посмотреть, кому это нужно сбивать 40 коктейлей одновременно, и поехал в Сан-Бернардино.
Дальнейшие события стали легендой: Крок убедил братьев продать ему лицензию и начал работать. Рика и Мака не интересовало расширение бизнеса, их вполне устраивал небольшой семейный ресторан, и в конце концов они решают продать Кроку права на свою торговую марку за $2,7 млн. Они даже не оставили себе название – собственную фамилию. Тем не менее, Ричард говорил, что он никогда не жалел о продаже компании.
«Иначе я бы оказался в каком-нибудь небоскребе с четырьмя язвами и восемью налоговыми поверенными, пытающимися выяснить, как уплатить весь мой подоходный налог», — сказал он.
В ноябре 1984 года тогдашний президент McDonald’s США Эд Ренси торжественно подал Ричарду Макдональду (Морис умер в 1971 году) 50-миллиардный гамбургер McDonald’s.