В ЗКО ищут инвесторов для строительства рыбзавода, теплицы и логистического хаба​​​​​​​

Опубликовано (обновлено )
Ряд проектов экономисты раскритиковали

Власти ЗКО ищут инвесторов для строительства рыбного завода, теплицы и логистического хаба. Они пообещали предпринимателям льготы и субсидии от государства. Об этом стало известно на международном инвестиционном форуме «Aqjaiyq Invest 2021», где рассказали также о развитии индустриальной зоны и передаче ее в доверительное управление частной компании.

По словам председателя правления СПК Aqjaiyq Алимжана Тохтасынова, государство ищет инвестора для организации производства ягод — малины и голубики премиум-класса, которые можно будет экспортировать в Россию в вакуумной упаковке. Срок реализации проекта – два года.

Тохтасынов отметил, что акимат предоставляет инвесторам два земельных поливных участка в Теректинском и Бурлинском районе по 200 гектаров каждый. От инвестора потребуются финансовые вливания в размере 3 млрд тенге, строительство овощехранилища, цехов по переработке ягоды и их упаковке.

«70% продукции пойдет на экспорт в Российскую Федерацию, поскольку эта страна является крупнейшим импортером ягоды. Проект создаст 80 новых рабочих мест и окупится за 3,5 года. Потенциальный доход инвестора может достигать 2 млрд тенге в год», — заявил Алимжан Тохтасынов.

Помимо ягодного производства полного цикла, власти планируют привлекать инвесторов на строительство тепличных хозяйств, несмотря на то, что в области регулярно строятся новые тепличные комплексы. Причина интереса к этой сфере — в близком расположении ЗКО к России, которая ежегодно импортирует 560 тыс. тонн одних только томатов.

«Сразу пять областей граничит с нашей областью, плюс недалеко порт Новороссийск, 1 600 км – это небольшое расстояние, логистика значительно удешевляется. Новороссийский порт открывает дорогу на европейский рынок. Мы ищем бизнесмена, готового вложить 12 миллиардов тенге в строительство теплиц», — подчеркнул Тохтасынов.

Председатель СПК отметил, что государство предоставит 14 гектаров земли под тепличный комплекс, поможет с подведением большинства коммуникаций и инфраструктуры, а также предоставит длинный кредит до 90% всех инвестиций сроком на 10 лет, с отсрочкой по платежам и удешевленным процентом до 6% годовых. Еще одно преимущество потенциального инвестора – газ в ЗКО на 20% дешевле, чем в других областях Казахстана.

Также он отметил, что первые три-пять лет инвестор будет управлять тепличным комплексом через долю, а после сможет выкупить полностью. Ожидаемый доход от инвестпроекта — до $6 млн.

По словам председателя правления социально-предпринимательской корпорации, государство готово поддержать инвесторов в сфере рыбного хозяйства, в частности, предоставить водохранилище в аренду на 49 лет. В ЗКО их четыре – Битикское, Донгулекское, Пятимарское и Кировское, а также озеро Шалкар.

«Местные исполнительные органы проведут газ и электричество, СПК полностью сопроводит проект от заявки до реализации. Также на 25% субсидируются инвестиции по приобретению техники, на 25% — по приобретению племенных мальков и на 30% — по закупке корма», — рассказал представитель социально-предпринимательской корпорации.

Интерес к строительству рыбного завода власти аргументируют нехваткой рыбы на территории всей республики: ежегодно в страну ввозится 43 тыс. тонн рыбы. На заводе также планируется делать рыбные консервы, пивные закуски и мороженые полуфабрикаты. Тохтасынов отмечает, что два бизнесмена из Норвегии и Португалии уже изъявили желание вложиться в этот проект. Как и в предыдущих двух проектах, власти делают упор на производство продукции премиум-класса.

Бизнес социального направления

Чиновники также описали преимущества ведения социального бизнеса. По словам Алимжана Тохтасынова, этот бизнес выгоден именно за счет хорошей поддержки со стороны государства.

Так, при инвестировании строительства частных школ бизнесмену необходимо будет вложить лишь 10% собственных средств, в то время как государство обеспечит кредитование оставшихся 90% и создаст «постоянную клиентуру» при последующем управлении частной школой. Речь идет о подушевом финансировании школ.

«У нас есть семь инвестпроектов на строительство частных школ. К примеру, школа в микрорайоне Балауса: цена проекта — 2,19 млрд тенге, инвестору необходимо иметь 219 млн тенге личных средств. Предоставляется готовая проектно-сметная документация, земельный участок, обеспечивается двусменное наполнение школы», — отметил Алимжан Тохтасынов.

Представитель СПК заявил и о готовности поддерживать застройщиков социального и коммерческого жилья в новом строящемся микрорайоне Акжайык, равно как и строителей различных объектов недвижимости, как социального, так и коммерческого содержания, будь то строительство магазина, парикмахерской, мечети или реабилитационного центра.

Тохтасынов также рассказал о поисках инвестора для трех логистических хабов: двух — автодорожного направления и одного — воздушного.

«Нельзя не воспользоваться нашим географическим направлением. Мы приглашаем инвесторов, заранее учитывая, что рентабельность обеспечена за счет высокого грузооборота в области. Только за 2020 год через область было совершено 41,2 млн тонн грузоперевозок», — заявил председатель СПК.

Заместитель акима Западно-Казахстанской области Мухтар Манкеев сообщил, что подведение инженерной коммуникации к индустриальной зоне ЗКО завершено. В настоящее время идет подведение внешних коммуникаций – газа, света и воды.

«Мы ищем не только инвесторов, которые непосредственно хотят войти в индустриальную зону, но и компании, готовые ею управлять. В будущем индустриальная зона полностью перейдет в доверительное управление», — отметил замакима.

Чиновник добавил, что по строительству индустриальной зоны уже получены положительные заключения от госэкспертизы и министерства индустриального развития, а также поступило первое финансирование в размере 1,5 млрд тенге из республиканского бюджета. Стоит отметить, что полгода назад аким Западно-Казахстанской области Гали Искалиев сообщал, что британская компания подписала меморандум о строительстве индустриальной зоны в области. Компания EuralHub обязалась построить внутреннюю инфраструктуру и привлекать инвесторов.

Доктор экономических наук, преподаватель экономического факультета ЗКГУ им. Утемисова Алла Гизатова считает, что часть презентованных властями проектов на деле может осложниться для предпринимателей дополнительными расходами.

«Как известно, некоторую ягоду Россия сама поставляет на территорию ЗКО. Например, клубника вся на рынках российская. Что до малины, она хорошо растет в приграничной Самарской области, и не очень хорошо в ЗКО. Тем не менее, идея с ягодой может получиться рентабельной в случае, если продавать ее будут не в Самару, где ягоды много, а обеспечивать внутренний рынок. Тем более, что жители ЗКО на сегодняшний день покупают малину по баснословной цене», — пояснила Гизатова.

По словам эксперта, необходимо учитывать, что малина голландских сортов плохо растет в регионе, нужно восстанавливать семенное хозяйство, чтобы сажать ту ягоду, которая приживается при местном климате.

«Рыбный завод – немного странная идея, учитывая, что сейчас есть проблема с рекой Урал. Может быть, властям, помимо озвучивания перспектив прудового бизнеса, стоит предупреждать предпринимателей о том, что им придется вкладываться еще и в очистку дна реки? В целом, государство, предлагая бизнес-проекты, должно быть честным и говорить о возможных подводных камнях, ведь от этого зависит экономическое благополучие бизнес-партнера и, соответственно, суммы оплачиваемых им налогов, ради которых все это сотрудничество и затевается», — считает Алла Гизатова.

Ранее Kursiv.kz писал о том, что в ЗКО основной налогообразующей и экспортоориентированной отраслью является добыча нефти. 1,1 % всех несырьевых поставок за рубеж составляют отрасли сельского хозяйства, легкой и обрабатывающей промышленности, а также продукция машиностроения. В области регулярно презентуют многомиллиардные инвестиционные проекты в сфере прудовых рыбных хозяйств, животноводства и разработке песчаных и каменных карьеров.

И из-за общего нефтяного кризиса, вызванного пандемией, в области образовался дефицит инвестиций со стороны компаний-недропользователей.

Читайте также