Казахстан может отказаться от планов по наращиванию экспорта газа в КНР

Опубликовано
Поставки могут сократиться в ближайшие несколько лет

После завершения строительства газопровода Бейнеу – Бозой – Шымкент Казахстан получил возможность нарастить экспорт голубого топлива в Китай до 10 млрд кубометров. Почему республика не воспользуется этой возможностью ни в 2021-м, ни в последующие несколько лет – в материале «Курсива».

В сентябре 2020 года национальный оператор, АО «КазТрансГаз», завершил строительство последней компрессорной станции вдоль газопровода Бейнеу – Бозой – Шымкент (ББШ). Благодаря этому пропускная способность магистрали увеличилась с 10 до 15 млрд кубометров в год, из которых 5 млрд предусмотрено для транспортировки газа на внутренний рынок, преимущественно в южные регионы страны. ББШ соединяет западные месторождения с югом страны и в конечной точке «впадает» в транснациональный газопровод «Центральная Азия – Китай». Однако экспорт газа в Китай не только не увеличится, но даже может сократиться в ближайшие несколько лет: в 2021-м ситуация будет зависеть от спроса в КНР после пандемии, а в среднесрочной перспективе – из-за снижения производства товарного газа в стране.

Баланс с Поднебесной

Казахстан приступил к экспорту значимых объемов природного газа в Китай в октябре 2017 года (1,1 млрд кубометров), в 2018-м поставки выросли до 5,8 млрд кубометров. Согласно обновленному в 2018 году контракту, с 2019 по конец 2024 года Казахстан будет экспортировать в КНР до 10 млрд кубометров в год. Пик поставок в Китай пришелся на 2019 год, когда было отправлено 7,5 млрд кубометров, но уже в 2020-м показатели снизились на 2,7%, до 7,3 млрд кубометров (при плане в 8 млрд кубометров). 

По предварительным расчетам АО «КазТрансГаз», озвученным в 2018 году, увеличение экспорта газа в Китай до 10 млрд кубометров принесет Казахстану более $2 млрд в год. При этом, согласно официальным статданным, в 2019–2020 годах Казахстан заработал на китайском экспорте около $3 млрд. 

Объемы поставок в направлении Китая на 2021 год на данный момент корректируются и не озвучиваются профильным ведомством и, как объясняют там, будут зависеть «от эпидемиологической обстановки» в КНР.  В 2020 году Казахстан также корректировал объемы экспорта из-за снижения спроса в Китае. Весной прошлого года китайские получатели обратились в «КазТрансГаз» с просьбой сократить поставки из-за невозможности освоить заявленные объемы, пояснял тогда министр энергетики Нурлан Ногаев. 

Туманное будущее

За шесть лет, с 2015 по 2020 год, внутреннее потребление товарного газа в Казахстане увеличилось на 63,6%, с 12,1 до 19,8 млрд кубометров в год. В 2021 году показатель вырастет еще на 2%, до 20,2 млрд кубометров. 

До 2025 года внутреннее потребление газа в Казахстане продолжит расти как минимум на 1,5–2% ежегодно за счет газификации регионов. Дополнительный спрос после 2022 года создадут строящиеся сейчас в Атырауской области газохимические проекты, которые будут использовать газ в качестве сырья, и промышленные предприятия – они планируют переводить свои мощности с угля на голубое топливо. По расчетам Минэнерго, с 2023 по 2030 год они могут потреблять от 1,7 до 4 млрд кубометров ежегодно.  

Kazaxstan-mozhet-otkazat'sya-ot-planov-po-narashhivaniyu-e'ksporta-gaza-v-KNR--.jpg

С ростом внутреннего потребления будут сокращаться свободные объемы газа на экспорт. По данным Минэнерго, в 2021 году республика не планирует увеличивать поставки в другие страны (план по экспорту – 10,7 млрд кубометров), как и производство товарного газа (незначительное увеличение, на 1,3%, до 30,9 млрд кубометров). А единственным проектом, который обеспечит рост производства товарного газа до 2025 года, является Кашаганский газоперерабатывающий завод мощностью 1 млрд кубометров. Ожидается, что ГПЗ заработает в середине 2022-го и на полную мощность выйдет после 2023 года. До этого периода у Казахстана не будет возможности увеличить экспортные поставки газа, в том числе в Китай. 

«Это зависит от того, как быстро и какими темпами промышленность будет переходить на газ вдоль (построенного в 2019-м. – «Курсив») газопровода «Сарыарка». Кроме этого стоит учитывать потребление газа в качестве сырья для газохимической промышленности. Использование газа среди населения будет расти низкими темпами», – комментирует бывший директор департамента газа и нефтегазохимии Минэнерго Зияш Киякбаев. 

По его мнению, из-за перечисленных причин Казахстан до конца действия контракта с Китаем (до конца 2024-го), скорее всего, не сможет нарастить объемы поставок до 10 млрд кубометров. Он отметил, что на конечные объемы может влиять и конкуренция с Туркменистаном за китайский рынок. Компании из КНР имеют доли в туркменских газовых месторождениях, что делает их товар экономически «более привлекательным» для китайских импортеров. 

Основными источниками экспортного газа в Китай являются месторождения Тенгиз (ТОО «Тенгизшевройл»), Кашаган (NCOC) и Жанажол (АО «СНПС-Актобемунайгаз»). В 2020 году три недропользователя произвели около 57% общего объема товарного газа в стране – 17,4 из 30,5 млрд кубометров. Среди них, как упоминалось, увеличивать производство товарного газа планируют только акционеры Кашаганского проекта.  

Горизонт-2030

Согласно концепции развития топливно-энергетического комплекса страны до 2030 года, в Казахстане ожидается снижение выработки товарного газа к 2025 году до 26,6 млрд, а в 2030 году – до 25,6 млрд кубометров. При этом внутреннее потребление вырастет до 24,4 млрд кубометров. Получается, к 2030 году на экспорт у Казахстана останется 1,2 млрд кубометров. Для сравнения: в 2021 году республика планирует продать за рубеж 10,7 млрд кубометров газа.  

Как уже писал «Курсив» в тексте «За счет каких проектов будет расти производство товарного газа», для обеспечения растущего потребления внутри страны и роста доходов от экспорта необходимо строительство новых мощностей для переработки сырого природного газа с казахстанских месторождений. Минэнерго опирается на пять новых проектов, которые могут обеспечить прирост производства товарного газа на 10–15 млрд кубометров с 2025 по 2040 год. Из них решение принято только по ГПЗ на Кашагане, остальные изучаются и зависят от их «экономики». Как объясняют эксперты, недропользователи будут заинтересованы реализовать данные проекты, если предоставить им привлекательные цены на сырье на внутреннем рынке. Текущий «ценник», по которому «КазТрансГаз» покупает голубое топливо у компаний, не позволяет инвестировать в перерабатывающие мощности. 

Первый проект из «пятерки» – газоперерабатывающий завод на Кашагане, к строительству которого планируют приступить в 2021 году. На данный момент решается вопрос об источниках его финансирования, не исключено, что часть средств предоставит Банк развития Казахстана.   

Вторым следует проект по строительству перерабатывающих мощностей на Прорвинской группе месторождений в Атырауской области, третьим – увеличение технических возможностей Кожасайского ГПЗ в Актюбинской области. Также дополнительные объемы товарного газа можно обеспечить за счет роста добычи сырья в Западно-Казахстанской области на месторождениях ТОО «Жаикмунай», ТОО «Урал Ойл энд Газ» и ТОО «Степной леопард» и переработки на существующем заводе «Жаикмунай» мощностью 4,2 млрд кубометров сырого газа в год.  

Пятый проект предполагает начало разработки месторождений в рамках межправительственных соглашений с Россией (Хвалынское (морское), Имашевское (суша) и Центральное (морское). Их разработка может потребовать строительства нового ГПЗ в Казахстане.

Читайте также