Проект Кенеса Ракишева идет на IPO в Гонконге

Опубликовано
Первичное размещение акций может состояться осенью 2021 года

Компания по добыче никеля и кобальта Battery Metals Technologies подала заявку на листинг на Гонконгской бирже. Предполагаемый срок IPO – осень 2021 года.

Никель и кобальт – ключевые материалы в аккумуляторах современных электромобилей. В этом году Battery Metals Technologies (BMT) собирается начать в ВКО опытно-промышленную разработку Горностаевского месторождения никеля и кобальта. Переход на коммерческую добычу запланирован на 2023-й. BMT, компания с сингапурской регистрацией, – «дочка» казахстанского холдинга Fincraft Resources, который контролирует бизнесмен Кенес Ракишев.

Второй подход

Сейчас заявка Battery Metals Technologies на IPO рассматривается комиссией Гонконгской биржи, сообщили «Курсиву» в Fincraft Resources.  

Это уже вторая заявка компании на первичное публичное размещение на HKEX. В декабре 2020 года BMT отправила Гонконгской бирже первую заявку на листинг, но в январе 2021-го она была отклонена. В холдинге объясняют, что заявку вернули на доработку, и это не связано с нарушениями со стороны компании.

«Во второй заявке мы отразили все пожелания и ответили на все комментарии биржи», – прокомментировал председатель правления Fincraft Resources Бектас Мукажанов.  

«Курсив» поговорил с консультантами, которые занимались размещением других казахстанских эмитентов за рубежом. Опрошенные предполагают, что IPO Battery Metals Technologies может состояться в сентябре-октябре 2021 года. В таком случае параметры предстоящего IPO, такие как ценовой коридор и количество размещаемых акций, могут быть известны уже в августе-сентябре.

На данный момент еще неизвестно, какой пакет акций компания выставит на продажу.

В соответствии с правилами биржи скрыты практически все параметры возможного размещения, которые в ходе согласования могут быть изменены. По мнению аналитика ГК «ФИНАМ» Алексея Калачева, для BMT будет целесообразным размещать на IPO не менее 10% акций.  

Это обеспечит им достаточную ликвидность в будущем и привлечет внимание институциональных инвесторов.

«Полагаю, капитализация компании может составить порядка $2–3 млрд. Но в результате размещения нельзя исключить, что биржевые игроки ее оценят и выше. Тема батарейных металлов сейчас актуальна и будет в центре внимания по мере осуществления энергоперехода не одно десятилетие», – считает Калачев.  

Листинг Battery Metals Technologies планируется не только на HKEX, но и на AIX.

Чистая добыча

Battery Metals Technologies через дочернее ТОО «Казникель» обладает правом недропользования на Горностаевском месторождении до 26 февраля 2026 года (контракт от 26 февраля 2004 года). В 2019–2020 годах компания активно готовила месторождение к началу опытно-промышленной разработки в 2021-м. Коммерческая добыча, повторимся, должна начаться ближе к концу 2023 года. BMT прогнозирует, что к 2039 году ежегодная добыча составит до 20 тыс. тонн никеля и 1,3–1,5 тыс. тонн кобальта в год. Общая стоимость проекта оценивается в $1,53 млрд. На первом этапе затраты BMT составят в среднем $70 млн в год, а с выходом на полную мощность – $115 млн.  

Proekt-Kenesa-Rakisheva-idet-na-IPO-v-Gonkonge-.jpg

Прогнозные минеральные ресурсы проекта – 470,3 тыс. тонн никеля и 32,33 тыс. тонн кобальта. Как указывается в документах компании, жизненный цикл месторождения составляет 30 лет с начала добычи, из которых последние шесть будут приходиться на позднюю стадию эксплуатации. Таким образом, при ежегодном производстве 20 тыс. тонн никеля Горностаевский проект будет обеспечивать компанию сырьем 23,5 года. При этом в BMT не исключают, что запасы месторождения могут быть увеличены за счет дальнейших разведочных работ.  

Добыча никеля и кобальта будет происходить методом подземного выщелачивания, который позволяет получать металлы без физического извлечения породы, как в случае с открытым или подземным способом. Такую же технологию для извлечения урана использует национальная атомная компания «Казатомпром». Такой метод добычи считается низкозатратным и более экологичным по сравнению с традиционным.

Proekt-Kenesa-Rakisheva-idet-na-IPO-v-Gonkonge-_0.jpg

Восточные перспективы

В заявке на листинг BMT указывает, что еще до начала добычи заключила контракты на будущие поставки с одним из зарубежных торговых домов и с компанией, выпускающей продукцию из никеля и кобальта для производства аккумуляторов для электромобилей. Тут же оговаривается, что, несмотря на интерес со стороны торговых и перерабатывающих компаний, конечная цель BMT – подписать прямые контракты с производителями литийионных батарей.  

Консалтинговая компания в области геологии и горнорудного дела CSA Global констатирует, что рост на рынке литийионных батарей обусловлен спросом на электромобили. В 2018–2019 годах более половины от всех продаж таких авто приходилось на Китай. По прогнозам CSA Global, к 2030 году 50% всех автомобилей на дорогах КНР будут электрическими. Горностаевский проект расположен в 500 километрах от казахстанско-китайской границы, что, как упоминается в документах BMT, облегчит для компании обслуживание данного рынка.  

Proekt-Kenesa-Rakisheva-idet-na-IPO-v-Gonkonge.jpg

Председатель правления Fincraft Resources Бектас Мукажанов сообщил «Курсиву», что деятельность BMT ограничена добычей никеля и кобальта. Проект не интегрирован с другими активами Кенеса Ракишева и Fincraft Resources. Мукажанов уточнил, что никель-кобальтовый бизнес в Казахстане не связан с американским производителем электрокаров Mullen Technologies. Напомним, Кенес Ракишев получит неконтролирующую долю в этой компании после того, как завершится обратное слияние Mullen Technologies и американской корпорации Net Element (где Ракишеву также принадлежит неконтролирующая доля). Сделка должна завершиться в 2021 году.

Читайте также