С 1 июня начался сезон в национальной туристической зоне Туркменистана «Аваза», которую построили на пустынном берегу Каспия. Другие прикаспийские страны – Казахстан, Азербайджан, Россия и Иран – тоже открывают или продолжают турсезоны. Какие курорты «самого большого бессточного озера на Земле» пользуются наибольшей популярностью – в материале «Курсива».
Туркменистан: здесь была Лопес
В мае, перед началом туристического сезона, президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов на вертолете обозревал панораму объектов туристической инфраструктуры «Аваза». Идея строительства турзоны на малоосвоенном берегу Каспия в 17 км от города Туркменбаши принадлежала самому Туркменбаши – ныне покойному президенту страны. Но в 2007 году Бердымухамедов решил сделать «Аваза» курортом мирового уровня, куда бы приезжали местные и иностранные туристы.
Что увидел с высоты вертолетного полета Бердымухамедов? На пяти га (по другим источникам – на восьми га) стоят коттеджные поселки, оздоровительные центры и отели, архитектура которых напоминает ОАЭ, только в прочтении постсоветских проектировщиков. Стоимость номеров узнать можно исключительно «окольными путями» – из редких сообщений на форумах. У самих гостиниц, как правило, нет сайтов, турагентства пишут, что предоставляют данные лишь по запросу. Однако сейчас даже по запросу расценки не дадут: для иностранцев въезд в Туркменистан закрыт из-за ситуации с COVID-19. Впрочем, и в допандемический период визы Туркменистан выдавал неохотно, отказывая в 90% случаев. Те же туристы, что получили право на въезд в страну, за ночь в стандартном двухместном номере с завтраком обычно платили $120.
Для местных сутки обходятся дешевле: от $55 до $75. В этом году туркмены смогут въехать на курорт только после вакцинации от коронавируса и разрешения собственной миграционной службы. Гостиницы и коттеджи «Аваза» могут принимать до 3,5 тыс. человек, но во время сезона-2021 будут заполняться только на 50%.
В распоряжении приехавших – кафе и рестораны, аквапарк, бассейны с морской водой, дискоклубы, теннисные корты, яхт-клуб «Елкен», открытие которого в 2013-м было приурочено ко дню рождения Бердымухамедова. На открытие клуба «Елкен» приезжала Дженнифер Лопес и пела для Аркадага Happy Birthday, Mr. President, как Монро для Кеннеди.
Туристы могут кататься на лодочках по рукотворной 7-километровой реке, которая протянулась от Каспия до Каспия и превратила часть турзоны в остров. Еще одно развлечение «Аваза» – светомузыкальные фонтаны и гейзеры, которые установлены непосредственно в море.
В проект, по разным данным, вложили от $1,4 до $5 млрд. Деньги, в числе прочего, ушли на строительство опреснительной и электрической станций, обновление аэропорта Туркменбаши, который теперь может принимать самолеты всех типов. Также курортники могут увидеть 40 тыс. деревьев, посаженных, чтобы пустынная территория «Аваза» превратилась – как высокопарно выражается местная пресса – «в край прекрасных парков, выступающих провозвестниками роста и обновления древней и вечно юной туркменской земли».
Азербайджан: белое и черное
Если взобраться на верхушку комплекса «Пламенные башни» – главную бакинскую достопримечательность в виде трех исполинских факелов, то можно увидеть всю набережную города и «зацепить» глазом пригородные пляжи. Именно там, а не в самой столице, предпочитают отдыхать и купаться туристы, приезжающие на курорты Азербайджана. Впрочем, не только пригород Баку, но и вся береговая линия Апшеронского полуострова привлекают путешественников в сезон с мая по сентябрь.
Путеводители традиционно хвалят прикаспийские курорты Азербайджана за чистые пляжи с мелким песком и пологим берегом, за прогретое мелководье, за возможность размещаться как в «беззвездных» местах (проживание на двоих в приличном гестхаусе стоит от $25), так и в роскошных пятизвездочных отелях (ночь в номере для двоих в Fairmont Baku от $500), за цены, что ниже европейских. Большинство жителей СНГ может попасть в Азербайджан без визы, кроме того, там говорят на русском – что также делает страну удобной для постсоветских туристов.
Есть отдыхающие, которым нравится останавливаться в Сумгаите – городе в 30 км от Баку. Сумгаитские пляжи считаются лучшими в стране, они покрыты не песком, а выбеленным на солнце ракушечником.
Противоположность им – черные пляжи Ленкорани.
У города – статус бальнеологического курорта, поэтому многие сюда приезжают на лечение термальной минеральной водой в Гафтонинских лесах и черным песком. Еще одна особенность ленкоранского побережья – пляжи окружают деревья (а это редкость для каспийской прибрежной линии) и создают тень, поэтому пляжные зонты здесь можно не использовать.
Казахстан: без куполов над побережьем
От города Актау до порта Курык – участок на берегу Каспийского моря, который власти Казахстана три года назад признали перспективным для развития туризма и стали вкладывать сюда деньги. В Актау обустроили пешеходную набережную – сделали смотровые площадки, площадки для детей и воркаута, построили амфитеатр, «высадили» искусственные пальмы, установили скамейки и шатры, под которыми можно спрятаться от палящего солнца.
Нещадное солнце и отсутствие зелени – это, пожалуй, главное, на что жалуются иностранные туристы, отдыхавшие в Актау и рядом с городом.
Остальное – пляжи (особенно песчаные в окрестностях города), морские развлечения (яхтинг, дайвинг, катание на «бананах», сапбординг, вейкбординг, кайтинг и прочее) и относительно низкие цены – туристам нравится. Привлекает путешественников и то, что на побережье можно найти места размещения на любой вкус и кошелек. К примеру, в 20 км от города находится Rixos Water World Aktau. Отель предлагает гостям роскошный отдых по системе «Все включено» от $500 за сутки на двоих. Но можно забронировать и номера стоимостью от $12 на двоих в сутки – не в Rixos, конечно.
В 200 км от Актау, на берегу Каспия, стоит скромный лечебно-оздоровительный комплекс «Кендерли» – с гостиницей, коттеджами, спортивным комплексом и бассейном, теннисными кортами, площадками для пляжного футбола и прочей туристической инфраструктурой. Скромный он по сравнению с тем, что должно было появиться на этом месте по задумке инвесторов. В 2012 году иностранные инвесторы презентовали концепцию развития курорта «Кендерли». Концепция «обещала», что туристы смогут отдыхать здесь круглый год. Для этого собирались возвести гигантские прозрачные купола над побережьем и Каспийским морем, создающие подходящий для отдыха туристов микроклимат. Курортную зону планировали разделить водными каналами, по которым должны были курсировать 3 тыс. электрокатеров. В центре «Кендерли» были намерены возвести город для отдыха и шопинга туристов. Между «Кендерли» и Жанаозеном также собирались построить аэропорт, чтобы туристам было удобно добираться до курорта. Но не сложилось.
Однако туристы «Кендерли» не унывают и радуются возможности купаться в мелком, хорошо прогреваемом заливе с песчаным дном.
Иран: привлекательная радиация
Большинству иностранных туристов для поездки в Иран необходимо получить визу. Но, как предупреждают в стране, заявителям нужны «спонсоры», в роли которых, как правило, выступают туристические агентства.
Гостиницы в Иране условно можно поделить на два вида – аутентичные (караван-сараи) и европейского типа. И те, и другие зачастую выглядят весьма «уставшими», требующими обновлений. В интернете можно найти и забронировать номер на двоих от $30 за ночь. Цена будет расти в зависимости от появления в списке услуг отеля завтрака, а в номере – вида на море.
На Каспийское море туристы предпочитают смотреть из отелей, которые расположены в регионе Мазандеран. Здесь, на 70 километрах вдоль южного побережья Каспия, растянулась курортная зона, где между городками нет границ и они «перетекают» друг в друга. Она привлекательна мягким субтропическим климатом, нетипичным для остального засушливого Ирана.
Центр этой зоны и, пожалуй, самый популярный город-курорт – Рамсар. Он зажат между морем и предгорьями Эльбруса. В горы можно подняться по канатной дороге и оттуда смотреть, как город утопает в субтропической зелени. Что опять-таки нетипично для плоскогорного Ирана.
На карте мира Рамсар «отмечен» как место с самой высокой концентрацией естественной радиации. Здесь грунтовые воды растворяют радий в подземных ураносодержащих породах и выходят на поверхность в виде горячих источников. Но путешественников они не пугают, наоборот, привлекают своими целебными свойствами.
Иностранных туристов не отталкивает и то, что на курортах Каспийского моря в Иране запрещен алкоголь и действуют «ограничения» на одежду. Женщины не могут ходить в излишне открытой одежде перед незнакомыми мужчинами. Купаться феминам можно в обычных купальниках, но в специально отведенных местах.
Несмотря на ограничения, поток туристов в Иран удвоился с 2017 по 2020 год и достиг 8 млн человек. По крайней мере, об этом говорят власти исламской республики.
Россия: недорого и без претензий
Некоторые путеводители называют Астрахань курортом на Каспийском море. Но верить этому не стоит, а стоит присмотреться к отдыху на песчаных пляжах в городах Дагестана, который расположен южнее Астрахани.
Хорошие базы отдыха можно найти в Махачкале, Каспийске, Избербаше и Дербенте. Здесь тот же самый набор плюсов и минусов, что и в зонах отдыха других прикаспийских стран.
Из минусов, о которых говорят отдыхающие – не всегда и не на всех пляжах чисто, пляжная и гостиничная инфраструктура прихрамывают.
Но позитивного больше. Пляжи – бархатистые песчаные, вода – хорошо прогревается, сезон начинается в мае. Развлечения тоже отличные – кайтинг, виндсерфинг, рафтинг, скалолазание, полеты на парашюте. Если есть необходимость, то можно и здоровье поправить – целебными водами и грязями.
В городах и рядом – множество достопримечательностей и природных парков. Места размещения нефешенебельные, но и берут за них недорого – от $20–25 за двоих в сутки.