Банки и финансы

Казахстанская экономика будет восстанавливаться по U-образной траектории

Так считают 69% респондентов, опрошенных PwC Kazakhstan

PwC Kazakhstan опубликовала макроэкономический обзор за II квартал 2021 года. Компания ежеквартально делает опрос, посвященный прогнозам макроэкономических показателей в горизонте от одного года до пяти лет. Среди респондентов – авторитетные экономисты (включая экономистов, имеющих опыт работы в центральных банках), профессора макроэкономики, представители международных институтов развития, коммерческих банков, брокерских компаний. В этом опросе участвовали 19 экспертов. 

Базовый сценарий восстановления экономики 

Замедленные темпы общей вакцинации влияют на макроэкономические прогнозы и темпы экономического роста как в стране, так и в мире. 69% участников опроса PwC Kazakhstan считают, что U-образная траектория – это базовый курс восстановления казахстанской экономики. Некоторые респонденты отмечают, что восстановление экономики Казахстана уже началось и основной шок от карантинных мер прошел. Многие предприниматели частично или полностью адаптировали свою бизнес-модель под новую реальность. В связи с этим, как отмечают респонденты, восстановление экономики может принять K-образную траекторию – когда некоторые индустрии будут восстанавливаться быстрее, а другие, наоборот, угасать.  

Расширение возможностей цифровизации человеческого взаимодействия, увеличение объемов электронной коммерции, переход на онлайн-образование и возможность удаленной работы – все эти изменения еще долгое время после пандемии будут трансформировать общество и в целом обещают огромные выгоды, но также рискуют создать и усугубить ранее существовавшие цифровые неравенства.

«Роль государства в экономике становится максимально важной, так как решения государственных органов влияют на фискальную, монетарную и внешнеэкономическую политики. При этом стоит отметить, что Казахстан находится в уникальной ситуации из-за членства в ЕАЭС, где при стертых границах немонетарным рычагом управления товарооборотом между странами Союза практически является только курс», – прокомментировала партнер PwC Kazakhstan и  руководитель исследования Наталья Лим. 

9-полоса_Процент-респондентов,-ожидающих-развитие-по-сценарию-U,-V,-L,-W.jpg

Курс доллара 

56% респондентов ожидают курс тенге по отношению к доллару не выше 430 тенге за доллар в течение года. Одногодичные прогнозы респондентов по изменению курса стали чуть выше по сравнению с результатами предыдущего опроса: медианы минимальных и максимальных прогнозируемых значений на этот период выросли на 5 тенге, до 420 тенге за доллар и 445 тенге за доллар соответственно. При этом ответы о динамике курса в горизонте трех и пяти лет стали более оптимистичными. Медиана минимальных значений в трехлетних прогнозах уменьшилась на 2,27%, максимальных – на 3,60% по отношению к результатам предыдущего опроса. В пятилетних прогнозах значения уменьшились на 5,68% и 8,46% соответственно.

В течение последних двух месяцев наблюдалось укрепление национальной валюты по отношению к доллару в связи с ростом цен на рынке сырья и стабилизацией российского рубля на фоне инфляционной неопределенности в США. Дальнейшая динамика курса может в значительной степени зависеть от дифференциала инфляции (между тенговой и долларовой инфляциями) и макроэкономической политики Казахстана.   

 

9-полоса_Курс-доллара.jpg

Базовая ставка 

Текущее значение базовой ставки установлено на уровне 9% с коридором в +/– 1 п.п. Можно предположить, что, несмотря на наблюдающееся снижение фактического годового уровня инфляции, проинфляционные факторы сохраняют значительное влияние на денежно-кредитную политику страны. Такие факторы включают повышение тарифов на потребление электроэнергии, увеличение цен на бензин, сохраняющийся рост цен на импортные товары и, помимо прочего, очередное, еще не до конца пройденное обострение эпидемиологической ситуации в апреле-мае 2021 года. 

Результаты опроса за II квартал показывают, что эксперты ожидают снижение базовой ставки уже в перспективе одного года до среднего уровня в 8,6%. Агрегированный анализ разницы минимальных и максимальных ожиданий по базовой ставке указывает на достаточно весомый разброс значений в средне- и долгосрочной перспективе. Ожидания по изменениям базовой ставки в течение трех лет разнятся от 5 до 10% и от 4 до 9% в течение пяти лет. 

9-полоса_Показатели-базовой-ставки-НБРК.jpg

Цена на нефть

Прогнозная цена на нефть ожидается не выше $66,5 в течение года. По результатам опроса за II квартал 2021 года наблюдается рост ожидаемых цен на нефть во всех прогнозных периодах. Положительный тренд в прогнозах респондентов связан с недавним длительным ростом цен на нефть, обусловленным экономическим восстановлением крупнейших потребителей. В частности, в США и европейских странах на фоне растущей доступности вакцин и, как следствие, возобновления экономической активности во многих секторах значительно вырос спрос на нефтепродукты за последние месяцы. Увеличение диапазона прогнозируемых значений в опросе, отмечают аналитики PwC Kazakhstan, также свидетельствует о сохраняющейся неопределенности на рынке, которая объясняется тем, что страны в разных частях света находятся на разных этапах борьбы с вирусом. К примеру, недавнее ухудшение эпидемиологической ситуации в странах Южной и Юго-Восточной Азии затрудняет их экономическое восстановление и ограничивает международную торговлю.

В ежемесячном отчете ОПЕК, опубликованном в мае, прогнозируется, что подобные проблемы в странах с низким уровнем доходов способны сбавить темпы роста цен в краткосрочной перспективе. Еще один фактор, способный повлиять на цены в краткосрочной и среднесрочной перспективе, – потенциальное снятие санкций США с иранского нефтяного сектора. В случае успешной сделки Иран, предположительно, увеличит экспорт, повышая предложение на мировом рынке и таким образом снижая цену на нефть. Однако эксперты, как видно из отчета PwC Kazakhstan, не предвидят резких снижений. 

Также примечательно, что в мае Международное энергетическое агентство призвало страны уже в этом году отказаться от финансирования новых проектов в нефтегазовом секторе для достижения углеродной нейтральности к 2050 году в соответствии с целями Парижского соглашения. При этом в докладе организации отмечается, что инвестиции в существующие проекты все еще необходимы для поддержания энергетической безопасности стран. Пока еще не ясно, как скоро страны начнут реагировать на эти рекомендации и как они скажутся на мировом рынке нефти.  

Ответы на эти вопросы в большей степени будут зависеть от темпов адаптации и перехода производителей и потребителей на альтернативные источники энергии. 

9-полоса_Цены-на-нефть.jpg

Инфляция 

С началом 2021 года стало наблюдаться усиление проинфляционной динамики в потребительских и промышленных ценах как в развитых, так и в развивающихся странах. При этом причины подобного явления для большинства стран являются общими. Это активный рост мировых цен на сырьевые товары и продовольствие, эффект низкой базы прошлого года, нарушение цепочек поставок, усиление потребления на фоне действия отложенного спроса и активной фискальной поддержки экономической активности в крупных экономиках.  

Но ожидания участников опроса PwC Kazakhstan касательно значений индекса потребительских цен (ИПЦ) как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе довольно оптимистичны. В горизонте одного года более 61% респондентов ожидают, что инфляция снизится либо не изменится относительно текущего уровня в 7%. В горизонте до пяти лет более 70% экспертов ожидают, что значение инфляции не превысит 6%, что на данный момент является верхним значением целевого коридора. Ожидание снижения уровня инф­ляции может свидетельствовать о растущей уверенности в начавшемся восстановлении экономики после периода экономического застоя. 

9-полоса_Прогноз-ИПЦ.jpg