Как ситуация с месторождением Кумтор в Кыргызстане может отразиться на казахстанских инвесторах
Правительство Кыргызстана и компания Centerra Gold, треть которой принадлежит правительству КР, находятся на пороге крупного арбитражного разбирательства из-за борьбы за операционный контроль над золотым месторождением Кумтор. Власти страны ввели внешнее управление на предприятии и требуют от компании выплатить более $3 миллиардов.
При этом интересы Кыргызской Республики в части «наведения порядка» в добывающем секторе могут ограничиться только Кумтором и обойти стороной активы с казахстанским участием в ГМК КР.
Позолоти ручку
Золоторудное месторождение Кумтор в Кыргызстане – ключевой актив Centerra Gold, компании с канадской регистрацией, имеющей активы в Канаде, США и Турции. В 2020 году 58% от выручки компании ($982 млн из почти $1,7 млрд) приходилось на кыргызский проект, он обеспечивает 67% от всего производства золота Centerra Gold (из 824 тыс. унций). Правительство Кыргызстана через государственное ОАО «Кыргызалтын» является крупнейшим акционером Centerra Gold с долей в 27%. Меньшими пакетами располагают международные инвестиционные компании вроде BlackRock Investment Management (UK) Ltd (10,5%) и Van Eck Associates Corp (9,85%).
На территории Кыргызстана у Centerra Gold есть две «дочки» – «Кумтор голд компани», которая занимается непосредственно добычей и управлением золотоизвлекательной фабрикой, и «Кумтор оперейтинг компани», на которой лежат административные обязанности.
В феврале 2021 года в Кыргызстане для проверки Centerra Gold создали депутатскую комиссию, которую позже преобразовали в государственную. Основные претензии КР к компании связаны с несоблюдением экологических норм – с тем, что складирование отходов Кумтора на ледниках приводит к загрязнению и деградации ледников Давыдова и Лысого.
Кроме этого нынешние власти (президент КР Садыр Жапаров занимает должность с 28 января 2021 года) полагают, что договоренности от 2017 года, вступившие в силу в 2019 году и связанные с соблюдением экологических норм на руднике, могли быть подписаны их предшественниками не в пользу Кыргызстана.
Весной противостояние стало принимать «документальные формы». Так, 6 мая 2021 года парламент КР принял законодательные поправки, которые позволили вводить внешние управление на Кумторе. Точнее – изменения наделили кабмин правом вмешиваться в деятельность акционерного общества, если эта деятельность угрожает жизни, здоровью граждан, экологии. Но поправки распространяются только на АО, работающие на основе концессионного договора. В КР лишь одно подобное предприятие – «Кумтор».
7 мая суд Бишкека взыскал с компании $3,1 млрд в пользу государства за нарушение экологического законодательства.
12 мая госкомиссия подготовила заключение, в котором оценила ущерб от деятельности Centerra Gold почти в $4,2 млрд. Сумма включает на логовые претензии, а также взысканный судом экологический штраф $3,1 млрд.
16 мая канадцы инициировали разбирательство против правительства Кыргызстана в международном арбитраже в Стокгольме. К числу неправомерных и незаконных действий КР они, к примеру, отнесли принятый накануне закон, который позволял вводить внешнее управление на Кумторе.
17 мая суд Бишкека взыскал с «Кумтор голд компани» почти $25 млн, начисленных в виде задолженности по страховым взносам в пользу управления государственной налоговой службы по контролю за крупными налогоплательщиками.
В этот же день власти республики приняли решение назначить внешнего управляющего на КГК на три месяца. Им стал Тенгиз Болтурук, советник президента страны Садыра Жапарова.
31 мая Centerra Gold сообщила, что намерена начать процедуру банкротства кыргызских дочерних предприятий – «Кумтор голд компани» и «Кумтор оперейтинг компани». Для этого Centerra Gold подала документы на регистрацию «дочек» в Южном округе Нью-Йорка в соответствии с главой 11 Федерального кодекса США о банкротстве. В компании объясняют, что данный процесс предусматривает автоматическое приостановление рассмотрения всех претензий к «Кумтор голд компани» и «Кумтор оперейтинг компани» по всему миру. Процедура банкротства предполагает ограничение возможностей правительства КР по распоряжению активами Кумтора. В Centerra Gold заявили, что правительство республики отказалось от каких-либо переговоров с менеджментом.
Отметим, что в разбирательства в арбитраже Стокгольме и процедура банкротства в Нью-Йорке – это два разных процесса.
Менеджмент Centerra Gold, который сейчас фактически противостоит ключевому акционеру компании – правительству республики, называет действия КР захватом рудника. Одним из результатов конфликта стало решение Centerra Gold не вкладывать $2 млрд в работы по продлению службы рудника. Об этих планах компания заявляла ранее в нынешнем году.
На фоне сообщений о противостоянии между менеджментом компании и правительством Кыргызстана акции Centerra Gold с 12 по 18 мая потеряли в цене 6,6% – с $9,26 до $8,65 за бумагу.
Варианты развития
По мнению аналитика ГК «ФИНАМ» Алексея Калачева, несмотря на то, что компания может выиграть дело в международном арбитраже, это не вернет ей контроль над месторождением. Работать на территории страны в конфликте с правительством невозможно, отмечает Калачев. В свою очередь у властей Кыргызстана могут возникнуть трудности в реализации добытого золота, конфликты на международном уровне и опасность попасть под торговые ограничения и экономические санкции.
«Такая ситуация может тянуться очень долго, пока стороны не придут к какому-либо компромиссу», – ожидает аналитик.
В ходе возможных переговоров с правительством КР Centerra Gold постарается добиться снижения размера штрафа в $3 млрд. Его сумма почти вдвое больше выручки компании, втрое – выручки по проекту Кумтор и в шесть раз превышает свободный денежный поток по нему. Компания не в состоянии выплатить такую сумму в течение короткого периода времени.
«Именно власти должны были отслеживать реализацию проекта и создание там соответствующей инфраструктуры для хранения отходов. Если этого по каким-то причинам не было сделано, например, власти не отслеживали подготовку к реализации проекта и не обязали сделать это компанию или не приняли необходимых решений для этого, то компания может постараться привлечь их в качестве соответчиков», – отмечает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
Актив крайне важен как для правительства (источник валютной выручки), так и для Centerra Gold, для которой Кумтор является ключевым активом сейчас и в перспективе 10 лет. Если власти пойдут на смягчение условий, Centerra Gold сможет, по подсчетам «Курсива», выплачивать сокращенный штраф, изыскивая средства из части свободного денежного потока (примерно $100–200 млн в год в зависимости от размера свободного потока денежных средств). Так как штраф будет выплачиваться не одномоментно, это не отразится на деятельности компании.
Риски для инвесторов
В горнодобывающем секторе в Кыргызстане казахстанские инвестиции представлены медным месторождением Бозымчак в составе KAZ Minerals. Также казахстанскому бизнесмену, одному из акционеров Eurasian Resources Group, ныне покойному Алиджану Ибрагимову на февраль 2021 года принадлежало 40% в золотодобывающем проекте Джеруй (разрабатывает российско-кыргызская компания «Альянс Алтын», аффилированная с российской группой «Русская Платина»).
В 2020 году Садыр Жапаров, будучи премьер-министром, заявил о намерении пересмотреть соглашения о разработке не только Кумтора, но и золоторудного месторождения Джеруй.
Однако генеральный директор аналитического центра «Стратегия Восток-Запад» Дмитрий Орлов считает, что процесс вокруг Кумтора не затронет месторождений Бозымчак и Джеруй, так как они работают на других условиях. Он напоминает, что правительство обладает правом на административный контроль компаний, работающих только на основе концессионного договора.
«После торжественного открытия 17 марта 2021 года золоторудного комбината на месторождении Джеруй все разговоры о его национализации прекратились. Потому что гарантом его работы выступил президент России Владимир Путин, который участвовал в церемонии по видеосвязи», – добавил Орлов.
«Курсив» обратился в KAZ Minerals с просьбой оценить риски для своего бизнеса в КР. В ответ в компании сообщили, что отслеживают «происходящее в Кыргызстане» и работа комбината Бозымчак находится на личном контроле руководства KAZ Minerals. Напомним, горно-обогатительный комплекс Бозымчак в Кыргызстане на два месяца приостановил работу 6 октября (25 декабря 2020 года предприятие возобновило работу) после захвата местными жителями в ходе массовых беспорядков после парламентских выборов 4 октября. На сегодняшний день комбинат работает в штатном режиме.
Разработчик Джеруя – компания «Альянс Алтын» также не стала обсуждать ранее заявленные планы властей КР о пересмотре соглашения.
Как сообщил Курсиву заместитель министра инвестиций Кыргызстана Умбриэль Темиралиев, правительство КР не планирует приобретать или увеличивать долю в бизнесе с казахстанским участием.
Вопрос защиты иностранных инвестиций обсуждался во время последнего визита в Бишкек министра иностранных дел Казахстана Мухтара Тлеуберди 29 мая. Глава казахстанского МИДа встречался с президентом Кыргызстана Садыром Жапаровым, который сообщил, что окажет личную поддержку всем казахстанским инициативам и инвестиционным проектам.
В подготовке материала принимал участие Сергей Домнин, Татьяна Трубачева.