Новости

Машкевич попросил у Токаева льготы для ВИЭ

Также он предложил изменить требования по продуктам из переработанных отходов

Энергопроизводящие предприятия, занятые в секторе возобновляемых источников энергии (ВИЭ), должны быть освобождены от оплаты услуг по передаче электроэнергии. Об этом 10 июня на заседании совета иностранных инвесторов с участием президента РК заявил председатель совета директоров ERG Александр Машкевич.

Он отметил, что буквально две недели назад глава государства поставил задачу довести долю ВИЭ в электрогенерации Казахстана до 15% к 2030 году. 

«На наш взгляд, для этого нужно менять действующее законодательство. Сегодня для сокращения затрат площадку для строительства объектов ВИЭ часто выбирают, исходя из местоположения конечного потребителя, в ущерб производительности самого объекта. В этой связи предлагаем законодательно освободить от оплаты услуг по передаче электроэнергии не только по сетям энергопередающих организаций регионального значения, но и по национальной электрической сети энергопроизводящие организации, использующие ВИЭ и их прямых потребителей», — сказал Машкевич. 

По его словам, группа подготовила свои предложения по необходимым изменениям. Он отметил, что это не окажет «значительного» влияния на энергопередающие организации и KEGOC, но даст существенный толчок развитию ВИЭ. 

«А в будущем, учитывая богатые ресурсы возобновляемой энергии в нашей стране (такие как ветер и солнце), чистая энергия в различных формах может стать экспортным продуктом Казахстана, особенно в рамках создания общего рынка энергоресурсов в рамках ЕАЭС», — сказал Машкевич.

Он отметил, что для того чтобы ГМК, и ERG в частности, могли удовлетворять мировой спрос и внедрять ВИЭ, бизнесу необходимы четкие ориентиры от государственных органов. В качестве примера Машкевич привел разработку долгосрочной стратегии низкоуглеродного развития Казахстана с конкретными показателями в электроэнергетике, которые соответствуют обязательствам страны по Парижскому соглашению. По его словам, группа хотела бы участвовать в разработке этой стратегии.
По его словам, группа столкнулась противоречиями в законодательстве Казахстана в переходе права собственности на продукты из переработанных отходов.

«Согласно Экологическому кодексу передача отходов влечет переход права собственности и, следовательно, обязанностей по получению разрешения на эмиссии и уплате соответствующих платежей к субъектам, выполняющим операции по сбору, утилизации, переработке, хранению, размещению или удалению отходов. Однако пункт 22 нормативного постановления Верховного Суда РК (ВС РК) от 25 ноября 2016 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами экологического законодательства Республики Казахстан по гражданским делам» напротив, предусматривает, что первоначальный собственник несет ответственность по уплате платежей за эмиссии в случае передачи отходов третьим лицам. Таким образом, этот пункт противоречит нормам Экологического кодекса РК, а значит и принципам экологического законодательства, направленным на утилизацию отходов и уменьшение их образования в Казахстане», — сказал он. 

Более того, отметил Машкевич, это огромный барьер для увеличения объемов несырьевого экспорта из производственных отходов – шламов, шлаков и других, где группа также видит потенциал.

В связи с этим он предложил рассмотреть возможность исключения положения пункта 22 постановления ВС РК в части возложения обязанности по уплате эмиссий в случае передачи сторонним организациям на лиц, в результате деятельности которых образуются отходы.

Ранее сообщалось, что механизм надбавки на поддержку ВИЭ планируется пересмотреть в РК. Новый механизм предусматривает, что при формировании предельных тарифов энергопроизводящих организаций с 1 июля 2021 года из затрат на производство электрической энергии будет исключены затраты на покупку электрической энергии возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Уточняется, что с 1 июля энергопроизводящая организация будет реализовывать электрическую энергию не выше ее отпускной цены, которая будет складываться из предельного тарифа на нее и надбавки на поддержку использования ВИЭ. Таким образом, надбавка на поддержку использования ВИЭ не будет влиять на предельные тарифы энергопроизводящих организаций.