Ресурсы

Эксперты не согласны с приговором врачам Атырау после гибели младенца

Они считают, что ребенок родился мертвым

Независимые эксперты в области медицины и судебно-медицинской экспертизы выразили сомнение в справедливом решении суда трем врачам областного перинатального центра города Атырау, признанным виновными в смерти новорожденного. Об этом они заявили в ходе пресс-конференции, прошедшей в Нур-Султане.

В начале года Специализированный межрайонный суд по уголовным делам Атырауской области приговорил трех врачей областного перинатального центра к лишению свободы от 15 до 18 лет. Их признали виновными в умышленном убийстве новорожденного ребенка. Согласно материалам дела, младенца при рождении оформили как мертворожденного. Позднее ребенок подал признаки жизни, но врачи вместо реанимации оставили его умирать. В качестве причин этого поступка отмечалось то, что уже оформленные в базе документы на мертворожденного нельзя было откорректировать.

Однако независимые эксперты усомнились в справедливости приговора, посчитав, что заключение судебно-медицинской экспертизы, которое легло в основу приговора, может содержать ошибки.

Так, по результатам вскрытия у младенца был выявлен воздух в легких, что является одним из признаков того, что после рождения он дышал, а соответственно, был жив. Но, по словам неонатолога Бектургана Карина, наличие воздуха не всегда может быть абсолютно верным признаком жизни.

«Бывают случаи, когда в легких может быть воздух, на это влияют различные факторы: условия хранения, соблюдение правил патоморфологического вскрытия, условия проведения гидростатической пробы. Во всем мире на данный момент нет ни одной убедительной экспертизы, которая бы доказала, что ребенок родился мертвым или живым. Только сопоставляя все данные, можно вынести вердикт. Дополнительно должна проводиться масса других исследований (МРТ, рентген), которые в нашем случае не были проведены. И поэтому у нас остаются сомнения, насколько врачи были осуждены справедливо. Возможно, ребенок действительно родился мертвым, а исследования дали ложноположительные результаты», – сказал он.

Независимый судебно-медицинский эксперт, член Республиканской палаты судебных экспертов РК Тахир Халимназаров отметил, что заключение по данной экспертизе не должно было выноситься единолично одним экспертом, а, согласно правилам, должно было приниматься комиссионно.

«Потому что такие вопросы как, например, можно ли было выходить этого новорожденного при условии оказания ему медицинской помощи, выходят за рамки единоличной экспертизы. Они должны были рассматриваться несколькими специалистами в области акушерства и гинекологии и так далее», – подчеркнул Халимназаров.

Он также акцентировал внимание на том, что судебно-медицинская экспертиза проводилась дважды: в Западно-Казахстанской области и в Караганде. И в обоих случаях причины смерти новорожденного были разные. В одном случае смерть недоношенного наступила от дыхательной недостаточности из-за недозрелости внутренних органов, в другом – смерть наступила в замкнутом пространстве в морозильнике. По мнению Халимназарова, оба заключения не соответствуют действительности.

Своим мнением поделилась и эксперт Конгресса акушеров гинекологов и неонатологов Казахстана Зоя Ан. По ее словам, плод родился мертворожденным. Согласно данным, представленным в суде, ребенок родился преждевременно, на сроке 25-26 недель, весил 870 г при росте 33 см, с врожденными пороками.

«У матери произошло отслоение плаценты от стенки матки, плацента оказалась тоньше на 50%, чем это должно быть для данного срока беременности. На основании этого можно сказать, что плод испытывал недостатки питательных веществ и недостаток кислорода. В дальнейшем, когда проводилось вскрытие, были выявлены многочисленные пороки развития внутренних органов. Увеличенные печень (в 10 раз от нормы) и сердце (в 2,5 раза). Имевшиеся пороки, преждевременные роды, маловодье, недостаточность плаценты, говорят о том, что этот плод не был бы жизнеспособен. К тому же, судя по показаниям, с началом родовой деятельности отмечалось отсутствие шевеления плода и сердцебиения еще до родов, что подтвердила и сама роженица», – сказала Ан.

Одним из доказательств вины был телефонный разговор дежурного врача с главврачом, в котором последний дает указание утопить ребенка, на что дежурный врач отвечает, что в таком случае при экспертизе в легких будет вода. После чего они принимают решение оставить младенца в морозильной камере.

Адвокат врачей Нурлан Жолболов считает, что данный разговор подвергся монтажу. Доказательства этому он намерен предъявить в апелляционном суде.

21 января 2021 года приговором суда бывший директор областного перинатального центра Куаныш Нысанбаев был лишен свободы на 18 лет, акушер-гинеколог Аскар Каиржан получил 16 лет колонии, а акушер Тамила Кульбатирова приговорена к 15 годам лишения свободы.