Истории

О чем снимают самые обсуждаемые казахстанские режиссеры

Рецензии на фильмы «Улболсын», «Бой Атбая» Адильхана Ержанова и «Шокан» Куаныша Бейсекова

Пятый региональный фестиваль Go Viral, организованный Генеральным консульством США в Алматы, в этом году прошел под лозунгом «(Не)изведанная Центральная Азия». Из кинопрограммы мы выбрали работы двух самых обсуждаемых сегодня режиссеров: известного представителя авторского кино Адильхана Ержанова и модного клипмейкера, снявшего все видео «Ирины Кайратовны», ютуб-звезду Куаныша Бейсекова.

Безусловно, это пока не равные фигуры, уж слишком разные у них весовые категории, Адильхан все-таки уже состоялся в большом кино, а Куаныш только на пути к киномиру, но каждый из них преуспел в своем деле и обрел свою немаленькую аудиторию фанатов. Кроме того, организаторы фестиваля Go Viral постарались показать неизвестные ранее стороны этих художников: Адильхан Ержанов представил публике женскую историю, а Куаныш Бейсеков – первую киноработу. Еще один фильм Адильхана мы включили в подборку по знаменательному поводу —  на днях «Бой Атбая» появился в базе популярного российского стримингового ресурса «Кинопоиск» теперь его можно посмотреть в хорошем качестве дома. 

«Улболсын»   

Очередной фильм Адильхана Ержанова «Улболсын», который никто в Казахстане еще не видел, рассказывает о двух жительницах вымышленного аула Каратас, сестрах: Улболсын (Асель Садвакасова) и Ажар (Динара Саги). Улболсын — успешная молодая женщина лет 30-ти, которая давно уехала в город и сделала там карьеру, ну как карьеру  – «снялась в рекламе шампуня голой»  (это называется «крупный план»,  — раздраженно поясняет она односельчанам) и завела  много тесных связей с мужчинами из разных сфер от силовых структур до медиа. А ее 16-летняя сестренка – Ажар, которую она приехала забрать в город, учится еще в школе. Пока Улболсын возится с ее документами, сестренку крадут замуж, прямо со школьного двора. Ситуация осложняется тем, что жених – уважаемый здесь местный лекарь Урген (Ерболат Алкожа), у которого связи и с полицией,  и с сельской администрацией  и со всеми теми,  кто бы мог помочь вызволить девушку из скоропалительного и незаконного брака. 

Адильхан Ержанов – большой режиссер, а по тому и заложник того уровня, который он демонстрировал нам ранее, в том же «Черном, черном человеке». Так что, придя на показ очередного фильма Адильхана, зритель ждет от него еще больших впечатлений, чем он получал прежде. Но «Улболсын»  снятый позже и «Ласкового безразличия мира», и «Черного, черного человека»,  и «Боя Атбая»  выглядит отчего-то картиной если не из его раннего творчества, но точно периода до этих фильмов: будто бы совсем малобюджетным, технически несовершенным (претензии высоки, потому что работал супероператор и привычная команда художников) и актерские работы там довольно условны и схематичны. Интересно, что, несмотря на весь звездный актерский состав на вторых ролях: Данияр Алшинов (полицейский Бекзат), Берик Айтжанов (блогер и журналист), Санжар Мади (представитель силовых структур), выделиться удается только Санжару с его крошечной, но смешной ролью упакованного бойца, терпящего поражение от местных жителей. Герой Алшинова, который потом станет главным действующим лицом в «Черном, черном человеке» еще только на пути как к мраку, так и к свету, а Айтжанову, привыкшего играть главных героев явно непривычно быть в эпизодах и на вторых ролях. Что касается актрис, то Асель Садвакасова здесь доминирует и дебютантке Динаре Саги ничего не остается как быть ее тенью. 

При всех своих несовершенствах, «Улболсын»  — это прекрасная сценарная работа, с черным юмором, порой истерически смешными диалогами, тонкими наблюдениями режиссера и его фирменными зарисовками нелепостей казахской жизни. Удивительно как точно и метко Адильхан схватывает какие-то детали быта, традиций, психологии своих героев и вплетает их в свою абсурдную вселенную. К тому же, чтобы ни снял Ержанов, большое кино или проходное, как бы ни цитировал самого себя, все без исключения его работы имеют свою неповторимую интонацию, свой, как это сейчас говорят — вайб, они обязательно вызовут у зрителя эмоции, размышления и окажут на них нужное впечатление, после которых даже некая небрежность этой картины кажется специальным приемом. То, что показано в фильме: воровство невест, отношение к женщинам как к вещам, лекари-шарлатаны, практикующие сеансы экзорцизма и многое другое, давно должно быть глубокой архаикой,  соответственно и должно быть снято так, как снимали до появления Интернета, крутой техники и дронов. 

Как мы помним, по другим фильмам режиссера, женский мир Ержанова, как правило, состоит из трех категорий женщин: это чистые душой, неземные  и нереальные девушки («Ласковое безразличие мира», «Желтая кошка», «Черный, черный человек»), несчастные жертвы обстоятельств (героиня Динары Бактыбаевой в фильме «Бой Атбая», и героиня Динары Саги  в «Улболсын») и алчные стервы-карьеристки, которые в случае чего пойдут по головам, и если надо откусят не по локоть, а по самые чресла (героиня Асель Садвакасовой в «Улболсын»  и ее же роль в «Бое Атбая»). Но в отличие  от других картин, в «Улболсын», кажется, впервые появляется не исполнительница чужой воли, а активный персонаж – воительница. И если утонченную героиню Бактыбаевой – журналистку Ариану в «Черном, черном человеке», приехавшую воевать с мракобесием и средневековьем удается «поставить на место», то  с Улболсын такой номер не пройдет. Не для этого она спала со многими мужчинами, признается она сама. 

«Улболсын»  хоть и называют профеминистическим гимном, но при детальном рассмотрении это не так, в брутальном мире этой картины, где «все женщины – проститутки, только непорядочные берут деньги у многих мужчин, а порядочные у одного», нет места героиням, только героям. И когда Улболсын (чье имя в переводе с казахского означает «пусть будет мальчиком»), проходит через мужскую инициацию, не будем спойлерить как именно, только тогда с ней и начинают считаться.

«Вечные конфликты между городской культурой и аульской аутентикой, «развратным» мегаполисом и селом, сохранившем все в первозданном, если не в первобытном виде, новой этикой и средневековыми традициями, родным болотом и чужими порядками, в этом фильме решаются не в пользу современных женщин. Увы. Чтобы быть успешным в Казахстане нужно быть мужчиной, и точка», — констатирует Ержанов.

Невероятно грустное кино. 

2020-08-25 (32).png

Кадр из фильма

«Бой Атбая»

Еще один фильм Адильхана Ержанова «Бой Атбая»  появился на днях на «Кинопоиске». Поскольку кинопремьеры, как и широкого проката у картины не было, считайте, что это эксклюзивная возможность посмотреть одну из самых искренних и необычных как для казахского кино, так и для самого Ержанова работ. И такой возможностью следует обязательно воспользоваться. Во-первых, потому, что это попытка режиссера играть одновременно и на территории авторского кино, и на поле коммерческих фильмов, а такой симбиоз всегда интересен, во-вторых, «Бой Атбая»  – это одна из редких картин Адильхана, которая происходит не в мрачной Вселенной Каратаса,  а в месте чуть повеселее — нашей реальности. В-третьих, посмотреть фильм можно почти даром, по подписке за ультрасимволические деньги –  первый месяц бесплатно, далее за 849 тенге. 

Комедийная драма, премьера которой состоялась два года назад на Варшавском кинофестивале, затем получившая Гран-при фестиваля в Якутии и множество других призов,  рассказывает о бойце-неудачнике, уличном дебошире и домашнем абьюзере Атбае (Данияр Алшинов), который мечтает победить идеального Рафаэля (Санжар Мади), заработать на этом денег и изменить судьбу свою и своей женщины (его жену Аиду играет Динара Бактыбаева). 

Правда, «Кинопоиск»  отчего-то решил продвигать «Бой Атбая» как спортивный боевик, при этом боевиком для ценителей MMA, боев без правил и парней вроде Хабиба Нурмагомедова , он, конечно, же не является.

«Бой Атбая»  – это отличное авторское (но при этом еще и достаточно зрительское) кино о человеке, смысл существования которого – Драка. Драка с жизнью, смертью, с правилами и бесправием, с абсурдом, со здравым смыслом, драка с врагами, с друзьями, близкими, а, главное, с собой. Атбай дерется, значит, он существует, он выходит на бой, значит, он все еще жив. 

В фильме две линии. Одна из них рассказывает об Атбае и его даме сердца, которую он регулярно покалачивает, и даже после развода преследует с одной лишь целью – любить (во всяком случае, ему так видится). Вторая линия повествует о теряющем хватку и спортивную форму экс-чемпионе Рафаэле и его партнерше: циничной и продажной промоутерше Алие (Асель Садвакасова). Впервые бойцы сталкиваются на выставке у картины Эжена Делакруа «Христос в Галилейском море». Там по сюжету в море разыгралась буря, лодка в опасности, но Иисус безмятежен, ведь  знает, что сможет усмирить любую стихию. Но вскоре зрителю становится ясно, что такую бурю как Атбай, не способен усмирить ни один из смертных. 

С первой встречи Атбая и Рафаэля, взаимодействие этих двух пар, как столкновение двух миров, двух социальных прослоек, двух стихий и энергий.  С одной стороны, дикий Атбай с его животной харизмой, с другой – перфекционист Рафаэль, выхолощенный с годами до человеческой оболочки. Кто же из них победит?

«Бой Атбая»  – это, безусловно, актерское кино, и для каждого участника участие в картине стало знаковым, это получившие новые кинокраски и смотрящиеся теперь совсем иначе Санжар Мади и Асель Садваксова, это Динара Бактыбаева, для которой, Аида,  это кажется, лучшая пока роль в карьере, и безусловно, грандиозное соло Данияра Алшинова. Сыграть такого яркого, аморального персонажа, воплотить на экране сложный, одновременно комедийный и трагичный образ, вызывающий такие противоречивые, неоднозначные и полярные чувства от жалости, презрения и ненависти, до понимания и о, ужас, симпатии, надо постараться. Не зря теперь в казахстанских дворах рисуют граффити с изображением Атбая. Стоить также особо отметить эпизодическую роль Нурбека Мукушева (он играет тренера Атбая) – у него получился фантастически смешной и органичный образ. Такого виртуозного русско-казахского мата мы еще не слышали. 

Фильм не идеален, он немного затянут, чрезмерен в некоторых эпизодах, но то, что «Бой Атбая» войдет в историю казахского кино 2020-х, это точно. Как говорится, спешите видеть. 

1576040080f9w9y.jpg

Кадр из фильма

«Шокан»

Дебютный 23-минутный короткометражный фильм Куаныша Бейсекова, снятый при поддержке Astana Hub получился, пожалуй, любопытным. Это свежий взгляд молодого поколения, воспитанного комиксами, аниме и западными фильмами, на драматичную историю Казахстана. Фильм «Шокан»  рассказывает об одной из самых больших трагедий казахского народа – голодоморе, устроенной в степи в 30-х годах. Первые кадры особенно  тяжелы – в нем мать оплакивает свое дитя, умершее от голода. Но вскоре зритель понимает, что это не сцена происходящая здесь и сейчас, а скорее голограмма, реконструкция трагических событий для урока истории в Казахстане будущего. Учитель рассказывает детям о человеческих потерях казахского народа, погрузив их в те страшные  времена и показав им все как было. 

Но программу по воспроизведению прошлого, видимо, покупали по старинке у китайцев, поэтому она дает технический сбой. Из-за этого один из учеников – Шокан оказывается в том Казахстане 30-х и знакомится с юной Айшой, умирающей от голода. Теперь мальчик может путешествовать во времени и будет спасать свой народ от голода. 

Попытка объединить в одну временную линию Казахстан будущего и Казахстан прошлого, радует, ведь мы чувствуем, что для Бейсекова тема голодомора вопрос не конъюнктуры, а вопрос гражданских взглядов, наверное, поэтому взгляд автора чист и по-хорошему наивен. К тому же используемый в фильме красивый, певучий казахский язык и великолепные образцы казахской поэзии, выше всяких похвал, она вызывает патриотические чувства и желание учить язык. 

Впрочем,  по картине заметно, что в кино Бейсеков пока еще новичок. Снимать клипы, пусть яркие, стильные, набирающие миллионные просмотры и напичканные с первой до последней секунды цитатами, отсылками и будоражащей молодой ум информацией и историческим контекстом, и снимать кино на такую сложную  тему, о нашей самой большой национальной травме – это все-таки разные вещи. Сюжет фильма «Шокан» не так строен как хотелось бы, да и поработать есть, откровенно говоря, много над чем. Тем более, для Куаныша кино  это ведь не разовый проект, а то, чем бы он хотел серьезно заниматься в будущем. 

1611321219r8i5l-740x.jpg

Кадр из фильма

На встрече с поклонниками в рамках Go Viral, Бейсеков рассказал, что изначально главной целью «Ирины Кайратовны»  было снимать полнометражное кино, но «если мы его в итоге снимем его, боюсь, мы распадемся», — признался он, ведь «эта общая цель и идея – это то, что нас пока еще держит вместе». 
На заметку Куанышу — дебютный фильм Адильхана Ержанова «Риэлтор»  использовал похожий прием – путешествие во времени.

Только там лоботряс и пьяница Дарик, решивший  продать землю с родовым кладбищем, попадает не в 30-е годы, а во времена ханов и батыров, которые проливали за эту землю, которую он продал за бесценок, кровь. Чтобы выжить ему пришлось собрать там войско и понять цену родного клочка земли. Если бы герои Куаныша, был не просто учениками, а эгоистичными детьми сытого Казахстана, выросшими на доходы от последних минеральных ресурсов, не знающими настоящую цену куску хлеба, то повествование было бы, наверняка намного стройнее и оказывало бы большее впечатление. Но какие, как говорится, его годы.