Нацбанк РК повысил базовую ставку с 9 до 9,25%. На предыдущем уровне она продержалась год – с июля 2020-го. В 2021 году финрегуляторы стран СНГ практически один за другим принимают «ястребиные» решения, чтобы подавить инфляцию.
На ускорение восстановления экономического роста в странах СНГ в 2021 году наложились еще более высокие темпы инфляции. В результате финансовые регуляторы этих стран начали ужесточать монетарную политику.
«В регионе СНГ мы видели одни из первых повышений процентных ставок центральными банками среди всех стран с формирующимися рынками в этом году. Центральные банки сохранили консервативный подход и вовремя оценили рост инфляционных рисков – почти все центральные банки региона сейчас уже вышли в зону нейтральной политики – из стимулирующей, проводимой в 2020-м на фоне кризиса», – отметили в комментарии «Курсиву» экономисты ИК «Ренессанс Капитал» по России и СНГ Софья Донец и Андрей Мелащенко.
«Курсив» составил хронологию повышения ставок на постсоветском пространстве.
Армения
Первой страной СНГ, шагнувшей в этом направлении, стала Армения. В начале февраля центральный банк республики повысил ставку рефинансирования на 0,25 п. п., до 5,5%. Регулятор мотивировал решение приближением годовой инфляции вплотную к целевому ориентиру 4%. Центробанк Армении также сообщил о формировании в странах-партнерах инфляционной среды, превышающей ожидания, и допустил, что внешняя среда может и в дальнейшем способствовать ускорению инфляции в республике.
С того момента армянский регулятор повысил ставку еще дважды – до 6% в мае и до 6,5% в июне. Комментируя оба решения, центральный банк ссылался на ускорение инфляции в стране на фоне роста спроса и вытекающего из него увеличения цен в странах-партнерах.
Аналитики ИК «Ренессанс Капитал» ожидают, что инфляция в Армении уже в следующем году может сложиться ниже таргета 4%.
Таджикистан
Центральный банк Таджикистана в текущем году успел поднять ставку трижды – с 10,75 до 11% в начале февраля, до 12% в конце апреля и до 13% 27 июля. Последнее решение вступает в силу с 2 августа. Как пояснил регулятор, целью июльского повышения было вернуть инфляцию в рамки целевых показателей в среднесрочной перспективе. Согласно официальной статистике, годовой уровень инфляции в июне составил 9%, что на 0,6 п. п. выше, чем за аналогичный период прошлого года. Увеличение произошло за счет роста цен на продовольственные и непродовольственные товары, а также роста стоимости денежных услуг.
Кыргызстан
С 24 февраля регулятор страны поднял учетную ставку на 0,5 п. п., до 5,5%. Решение центробанк связал с ускорением инфляции – на середину февраля ее годовое значение составило 10,12%. Инфляция, по данным регулятора, росла по большей части за счет роста цен по основным продовольственным товарам, преимущественно импортируемым в страну. Дополнительный вклад в уровень цен внесло плановое повышение акцизов на алкогольную и табачную продукцию в первом квартале 2021 года.
Два месяца спустя, с 27 апреля, ЦБ Кыргызстана поднял ставку еще на 1 п. п., до 6,5%. На середину апреля инфляция в годовом выражении по сравнению с февралем снизилась и составила 8,6%, однако по-прежнему превышала таргет 5–7%. Основное давление на динамику цен на продовольствие оказывали внешние факторы, такие как ускорение роста цен на мировых рынках и ограниченное предложение в странах-производителях, отмечалось в сообщении регулятора.
Украина
Национальный банк Украины (НБУ) в этом году уже трижды поднимал ставку. 4 марта регулятор повысил учетную ставку на 0,5 п. п., до 6,5%, объяснив это ростом инфляции выше цели 5%±1 п. п. 15 апреля НБУ поднял ставку сразу на 1 п. п., до 7,5%, рассчитывая, что ужесточение монетарной политики поможет замедлить рост инфляции во второй половине 2021 года.
Однако в июне потребительская инфляция в годовом измерении (9,5%) превысила апрельский прогноз (9,2%). Причинами стали рост мировых цен на продовольствие и энергоресурсы, а также усиление фундаментального инфляционного давления, отметили в НБУ. Регулятор ухудшил прогноз по инфляции в 2021 году с 8 до 9,6% и повысил ставку еще на 0,5 п. п., до 8%. Центробанк также дал понять, что для снижения темпов роста цен до диапазона 5%±1 намерен повысить учетную ставку до 8,5% и удерживать ее на таком уровне как минимум до второго квартала 2022 года. Аналитики «Ренессанс Капитала» ожидают, что повышение ставки продолжится и в этом, и в следующем году – до 8,5 и 9% соответственно.
Россия
ЦБ страны еще в феврале предупредил о скором возвращении своей ключевой ставки с исторического минимума (4,25%) в нейтральный диапазон и уже в марте поднял ставку на 0,25 п. п., до 4,5%. В течение следующих трех месяцев регулятор дважды увеличивал ставку на 0,5 п. п., до 5,5%.
23 июля совет директоров Банка России повысил ключевую ставку на 1 п. п., до 6,5%. Как отмечают аналитики, это самое резкое повышение с декабря 2014 года, то есть с перехода на инфляционное таргетирование в условиях резкого ослабления обменного курса рубля. Свое июльское решение регулятор объяснил растущими проинфляционными рисками: по итогам июня инфляция в РФ ускорилась до 6,5% и ЦБ РФ ожидает, что инфляция по итогам 2021 года будет находиться в коридоре 5,7–6,2% при долгосрочном таргете в 4%. Поэтому в Банке России не исключают возможность дальнейшего повышения ключевой ставки.
Решение повысить ставку сразу на 1 п. п. было не самым очевидным для рынков, отметил старший стратег по долговому рынку SberCIB Investment Research Игорь Рапохин.
«Так как ЦБ повысил ставку сразу на 1 процентный пункт и дал понять, что готов рассмотреть дополнительные повышения, решение ЦБ будет позитивным для рубля – он станет более привлекательным для операций керри-трейд. Кроме того, чем быстрее ЦБ будет повышать ставки, тем больше у него шансов обуздать инфляцию», – считает аналитик.
Казахстан
В Казахстане базовая ставка не менялась с июля 2020 года, оставаясь на уровне 9%. Как отмечали ранее в Нацбанке, с учетом прогноза годовой инфляции в прошлом году уровень реальной ставки составлял 0,5–1%.
26 июля комитет по денежно-кредитной политике Нацбанка принял решение поднять базовую ставку на 0,25 п. п., до 9,25% годовых. Решение регулятор объяснил необходимостью вернуть инфляцию в целевой коридор 4–6% в 2022 году. В июне годовая инфляция сложилась на уровне 7,9%, при этом отмечался рост всех компонентов инфляции – цен на продовольственные и непродовольственные товары, а также цен на услуги.
Казахстанский регулятор сигнализировал, что в случае роста проинфляционных факторов готов принять меры по дальнейшему ужесточению денежно-кредитных условий. Нацбанк ожидает дальнейшего ускорения роста цен во втором полугодии на фоне низкой базы продовольственной инфляции в июле и августе прошлого года.
Беларусь
Национальный банк Беларуси 15 апреля повысил свою учетную ставку на 0,75 п. п., до 8,5%. Решение регулятор объяснил ускорением инфляции в начале года под влиянием роста цен на продовольственные товары, а также на импортируемые непродовольственные товары. На инфляцию также давил внутренний фактор – отмена в стране льгот по налогу на добавленную стоимость. По итогам марта инфляция составляла 8,5% в годовом исчислении при таргете 5%.
15 июля белорусский регулятор повысил ставку еще на 0,75 п. п., до 9,25%. Решение снова было мотивировано ростом инфляции, которая в июне составила 9,9%. На этот раз, как отмечается в сообщении ЦБ, ускорение роста цен обусловлено более значимым проинфляционным внешним фоном. Рост цен на мировых рынках товаров (в том числе энергоресурсов, строительных материалов, продовольствия), констатировал регулятор, «усилился в результате расширения потребительского спроса на фоне сохраняющихся затруднений в производстве и логистике».
Узбекистан
В Узбекистане базовая ставка не менялась с сентября 2020 года, когда регулятор впервые за три года снизил ее с 15 до 14%. Очередное решение по ставке ЦБ страны должен был принять 22 июля, однако соответствующей информации на сайте регулятора так и не появилось. Значение базовой ставки на главной странице не изменилось.
По мнению аналитиков «Ренессанс Капитала», центральный банк Узбекистана может продолжить снижение ставки, начавшееся в прошлом году. Условием для этого станет снижение инфляции ниже 10% в этом году, хотя к полноценному таргетированию инфляции регулятор должен перейти только в 2023 году.
Азербайджан
В последний раз центральный банк Азербайджана снизил ставку рефинансирования в декабре 2020 года, установив ее на уровне 6,25%. С того момента ставка не менялась. В своем последнем на данный момент решении о ставке от 18 июня регулятор отмечал, что годовая инфляция в мае составила 4,9% – в пределах целевого коридора (4±2%). Следующее решение о ставке рефинансирования ЦБ Азербайджана должен принять 30 июля.
Действия центробанков стран постсоветского пространства в настоящее время в некоторой степени синхронизированы, считает доктор экономических наук, профессор Азербайджанского государственного экономического университета Эльшад Мамедов.
«То, что в России пошел курс на ужесточение, на мой взгляд, позволяет ожидать такого же тренда и в нашей стране. Думаю, к концу года ставку можно ожидать в диапазоне 7–8%», – отметил он «Курсиву».
Молдова
В ноябре 2020 года базовая ставка в Молдове была установлена на самом низком уровне по сравнению с остальными странами СНГ – 2,65%. Национальный банк Молдовы тогда обусловил свое решение необходимостью стимуляции внутреннего спроса, процесса кредитования и экономической деятельности в целом.
На последнем заседании 8 июня ЦБ оставил ставку на прежнем уровне, заявив, что «экономическое восстановление по-прежнему непрочное на фоне неопределенностей, связанных с последующей эволюцией пандемии и некоторых шоков, продиктованных внешней средой».