ВИЭ к 2030 году должны закрыть около 15% энергобаланса Узбекистана
В Узбекистане принята стратегия развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и водородной энергетики. Доля альтернативной (безуглеродной и неатомной) энергетики в общем объеме производства электроэнергии в республике к 2030 году должна увеличиться с нынешних 10%, вырабатываемых исключительно ГЭС, до 25% – благодаря новым проектам солнечных электростанций (СЭС). За чей счет электроэнергетика Узбекистана будет наращивать «зеленую» генерацию – в материале «Курсива».
Энергии не хватает
По данным Минэнерго РУз, на сегодня общая установленная мощность 48 электростанций страны составляет 14 100 МВт с годовой выработкой электроэнергии около 70 млрд кВт·ч. Примерно 90% электроэнергии в РУз генерируют ТЭС, которые работают на угле или природном газе, доля гидроэнергетики – 10%, а вес альтернативных источников энергии, по экспертным оценкам, не дотягивает и до 0,01%.
Энергосистема Узбекистана дефицитна: в 2020 году при генерации в 66,4 млрд кВт·ч потребление в стране составило 69,1 млрд кВт·ч, дефицит закрывали за счет импорта электроэнергии из приграничных стран. При нынешних темпах развития экономики и роста населения уже через 10 лет потребление может достичь 117 млрд кВт·ч.
Рост объемов потребления электроэнергии промышленными предприятиями и населением, снижение объемов добычи природного газа, увеличение числа автомашин, использующих газ в качестве топлива (более 1,2 млн легковых авто, или 61,9% всех машин, находящихся в частном владении на конец 2020 года) приводят к нехватке энергоресурсов, особенно когда наступают сильные холода и потребление существенно возрастает.
Но в долгосрочной перспективе газовые ресурсы не смогут удовлетворять потребность в энергии в тех же масштабах. По данным транснациональной энергетической компании BP (бывшая British Petroleum), в последние 10 лет производство природного газа сократилось почти на 18%, а потребление практически не изменилось.
В 2020-м производство составило 47,1 млрд кубометров при потреблении в 43 млрд. Если сложившиеся тенденции не удастся переломить, то уже в течение трех-пяти лет Узбекистану придется задуматься об импорте голубого топлива.
Проблемы не только с генерацией. В январе 2021 года аварийное отключение четырех тепловых электростанций республики привело к обширным перебоям подачи электроэнергии в ряд регионов страны, происходили веерные отключения от электросети целых населенных пунктов. Другая причина перебоев – износ существующих электросетей и сооружений, приводящий к появлению сверхнормативных потерь.
Не способствуют улучшению ситуации и нерыночные цены. По данным Минэнерго РУз, электроэнергия в стране реализуется ниже себестоимости. На производство 1 кВт·ч электроэнергии расходуется 403 сума (около 0,04 центов), а потребители платят за 1 кВт·ч 295 сумов (0,03 цента). Разница дотируется государством.
Большие планы
В концепции развития энергетической отрасли РУз на 2020–2030 годы растущий дефицит электроэнергии планируется покрыть за счет строительства шести новых и реконструкции шести существующих ТЭС, строительства 25 новых и модернизации 21 действующей ГЭС, установки более 20 солнечных и трех ветроэлектростанций, а также возведения АЭС в Джизакской области. Примечательно, что в структуре генерации вес ВИЭ будет сопоставим с долей АЭС – 15%.
Годовой потенциал солнечной энергии в Узбекистане, где количество солнечных дней в году составляет более 320, превышает 51 млрд тонн в нефтяном эквиваленте. Исследованный гидроэнергетический потенциал страны оценивается в 27,5 млрд кВт·ч в год. Потенциал ветра и биомассы Узбекистана превышает 520 ГВт.
Благодаря введению новых мощностей, потребление природного газа при производстве электричества снизится с 15,8 до 12,1 млрд кубометров к 2030 году, а производство электроэнергии увеличится более чем в два раза: с 12,4 ГВт в прошлом году до 29,2 ГВт к 2030 году. По данным Минэнергетики, первые две солнечные электростанции мощностью 100 МВт каждая в Узбекистане должны быть сданы в эксплуатацию до конца 2021 года.
Узбекистан уже начал реализацию крупных проектов в области возобновляемых источников энергии. Только в течение ближайших 10 лет за счет прямых иностранных инвестиций планируется построить солнечные электростанции общей мощностью 5000 МВт и ветровые электростанции общей мощностью 3000 МВт. В структуре 10 крупнейших проектов ВИЭ в Узбекистане (отражены в инфографике) преобладают СЭС и ВЭС.
Солнечные электростанции строятся в основном в южных регионах республики, в таких областях, как Самаркандская, Сурхандарьинская, Бухарская, Навоийская, Джизакская, где имеются свободные территории с жарким климатом. Ветровые электростанции в республике строятся в Бухарской и Навоийской областях, на пустынных территориях с постоянными ветряными бурями.
Основной источник финансирования строительства объектов ВИЭ в РУз – иностранные инвесторы, которые активно поддерживаются международными финансовыми организациями.
В сентябре 2020 года Азиатский банк развития (АБР) одобрил Узбекистану трехлетний заем в $200 млн на укрепление энергетического сектора, в частности на расширение участия частного сектора в производстве электроэнергии. Партнером банка в реализации данного проекта выступает Французское агентство развития (ФАР), которое также обещало предоставить софинансирование в размере 150 млн евро. В конце прошлого года АБР выделил иностранному предприятию Nur Navoi Solar (NNS) $17,5 млн на строительство солнечной электростанции на 100 МВт в Навои. В финансировании проекта участвует и Международная финансовая корпорация (IFC), входящая в группу Всемирного банка (ВБ), которая предоставит еще $60 млн.
Проекты по ВИЭ в РУз финансирует также Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). В 2020 году правительство Узбекистана и ЕБРР подписали меморандум о взаимопонимании по долгосрочному сотрудничеству для достижения углеродной нейтральности отечественного энергосектора к 2050 году. В рамках соглашения ЕБРР будет предоставлять долгосрочную техническую поддержку и помощь в финансировании при разработке и реализации крупномасштабных проектов ВИЭ.
В конце июня ВБ выделил Узбекистану кредит в размере $380 млн для трансформации сектора электроэнергетики. Часть этих средств планируется направить на декарбонизацию энергетического сектора страны, а также на привлечение частных инвестиций в ВИЭ. В ходе проекта привлекается и заем Зеленого климатического фонда (ЗКФ) в объеме $43 млн – для смягчения рисков внедрения ВИЭ.
В реализации программ по строительству новых солнечных электростанций в Узбекистане участвуют и другие международные финансовые институты. Так, в мае текущего года ЕБРР, Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) и Proparco («дочка» Французского агентства развития) предоставили французской Total Eren кредит на строительство солнечной электростанции в Самарканде в размере 87,4 млн евро.
Власти Узбекистана сформировали систему стимулов для внедрения ВИЭ у домохозяйств и тех предприятий, потребность которых смогут закрыть автономно действующие ветряки и солнечные панели. При размещении на своих участках «зеленых» генерирующих установок компании и частные лица освобождаются от уплаты имущественного и земельного налогов. Согласно закону РУз «О возобновляемых источниках энергии», для установки источников зеленой энергии не требуется никаких разрешительных документов. Также государство предоставляет физлицам компенсацию расходов на приобретение солнечных фотоэлектрических станций и солнечных водонагревателей в размере 30%.
Однако ни домохозяйства, ни предприятия не спешат обзаводиться собственными возобновляемыми источниками энергии. По данным Госкомстата РУз, доля компаний, использующих альтернативные источники энергии, составляла в 2020 году всего 3,9%. Основная причина – оборудование для ВИЭ дорогостоящее – стоимость солнечных панелей для установки на частных участках начинается от 25 млн сумов (около $2500), а возможности узбекистанских малых предприятий и домохозяйств пока слишком скромны.