Чего добивается Кыргызстан по делу о Кумторе

Опубликовано
Редактор по постсоветскому пространству издания «Курсив»
Эксперты рассказали, какие цели преследует соседняя республика

Бывшего президента Кыргызстана Аскара Акаева 2 августа допросили по делу Кумтора. Это произошло уже после того, как арбитраж в США признал подобные действия Кыргызстана «неуважением к суду». 

Власти соседней республики 8 июля объявили в розыск экс-президентов Кыргызстана Аскара Акаева и Курманбека Бакиева. Их подозревают в коррупции при заключении соглашений о разработке Кумтора. Сейчас это ключевой актив канадской Centerra Gold. Крупнейшим акцио­нером Centerra Gold является правительство Кыргызстана. 

20 июля, как сообщали иностранные СМИ, суд о банкротствах США признал возбуждение уголовных дел, связанных с Кумтором, неуважением к суду. Дело в том, что в мае этого года Centerra Gold обратилась в суд США в связи с ситуацией на Кумторе. Принятый иск связал по рукам власти Кыргызстана: они не имели права инициировать разбирательства.  

2 августа Акаев прибыл в Бишкек, чтобы дать показания по делу о Кумторе. Экс-президент вернулся на родину спустя 16 лет после вынужденной эмиграции.  

Золотые происки  

Разработка Кумтора – самого крупного в стране золоторудного месторождения – началась в 1991 году, когда президентом независимого Кыргыз­стана стал Аскар Акаев. Именно он издал указ о создании государственно-частной компании «Сиа­беко-Кыргызстан». Возглавил предприятие бывший гражданин СССР Борис Бирштейн, который основал в Канаде компанию Seabeco, ставшую партнером республики в проекте (33%). Позже канадскую компанию обвинили в отмывании денег и мошенничестве и закрыли. 

В 1992 году право на разработку перешло еще одной канадской компании – Cameco Corporation. Вместе с ней создали ЗАО «Кумтор Голд Компани» (КГК), правительство КР освободило его от налогов до 2003 года. В КГК Кыргызстану принадлежало около 67%. После окончания налоговых каникул канадцы предложили объединить активы КГК и Cameco и создать единую Centerra Gold Inc. 

В результате вместо доли в самом месторождении правительство Кыргызстана получило долю в Centerra в размере 33%, а в 2004 году после IPO доля республики снизилась до 15,66%. 

Сегодня, в результате не единожды пересмотренного соглашения, доля КР в лице «Кыргызалтына» в Centerra составляет 27%.  

Решения принимались на фоне сначала сопротивления депутатов Верховного совета, заседавших с 1990-го по 1994 год, а потом нижней палаты жогорку кенеша в 2004 году. В 2005 году депутаты признали постановление от 1991 года незаконным, но это не сработало. Уже через несколько месяцев, в марте 2005-го, в КР произошел госпереворот. Аскара Акаева свергли, и он покинул страну. 

«С тех пор постоянно поднимались вопросы о непрозрачности деятельности, коррупции, подкупе высших государственных чиновников наличными деньгами и акциями в Кумторе, – говорит политолог из Кыргызстана Шерадил Бактыгулов. – Раз в три года депутаты поднимали эти вопросы, но соглашения продолжали переписывать. Было соглашение 2003 года (при Акаеве. – «Курсив»), потом 2009 года, во времена президента Бакиева, далее при Атамбаеве новое соглашение. Заявлялось, что интересы Кыргызстана соблюдены, но это были $15 млн, $30 млн, а из страны уходило не менее $1,5 млрд». 

Чистосердечный президент  

Очередной виток разбирательств вокруг Кумтора начался после избрания в январе 2021 года нового президента Кыргызстана Садыра Жапарова. В феврале для проверки Centerra Gold создали спецкомиссию. Основные претензии КР к компании связаны с несоблюдением экологических норм.  

6 мая 2021 года парламент КР разрешил вводить внешнее управление на Кумторе, и 17 мая власти эту норму реализовали на практике. 31 мая Centerra Gold сообщила, что намерена начать процедуру банкротства своих кыргызских  «дочек» через суд в США.  В компании объяснили, что данный процесс приостанавливает рассмотрение претензий к Кумтору по всему миру. В самом начале июля иск приняли к рассмотрению. 

ГКНБ возбудил уголовные дела против бывших высокопоставленных лиц Кыргызстана и руководства Centerra Gold по подозрению в коррупции при подписании соглашений о разработке рудника. Также следствием устанавливается причастность к заключению заранее невыгодных для республики договоров с канадскими компаниями экс-президентов Алмазбека Атамбаева и Сооронбая Жээнбекова.  

8 июля, как уже говорилось, Кыргызстан объявил в розыск президентов Акаева и Бакиева. Это заставило судью в США признать действия республики неуважением к суду. Однако приехавшего в КР Акаева все-таки допросили 2 августа.  

После допроса Акаев сообщил журналистам о готовности сотрудничать со следствием и поблагодарил Садыра Жапарова «за возможность прибыть на родину».  

«Я приехал, чтобы чистосердечно, искренне рассказать, как мы строили Кумтор, какие, возможно, были ошибки допущены. Следствие будет продолжаться, я только прилетел сегодня, только ознакомился с делом. Поэтому встречи здесь будут продолжены, и больше я сегодня сказать ничего вам не могу», – заключил Акаев. 

Только для серьезных инвесторов   

Приезд беглого Акаева, по мнению политолога Бактыгулова, стал возможным благодаря двум факторам. Во-первых, истек срок давности по коррупционным преступлениям, который в Кыргызстане составляет 15 лет (с 2010 года норма отменена, но применяется к преступлениям, совершенным ранее этого срока). Во-вторых, вероятно, власти КР договорились с Россией о приезде Акаева, гарантировав последнему безопасность.  

«Приезд Аскара Акаева означает, что Кыргызстан ждут новые разоблачения, крупные скандалы, связанные с именами нынешних богатейших людей страны, политиков на протяжении последних 20–30 лет», – полагает политолог. 

Экс-премьер Кыргызстана Феликс Кулов считает, что Акаев намерен реабилитировать свое имя на старости лет и действительно искренне хочет помочь разобраться с делом Кумтора. 

По мнению Бактыгулова, расследование нацелено на то, чтобы выявить нарушения в соглашении по Кумтору в прошлом. Отставные высшие чиновники Бишкек интересуют мало.  

Во время своей предвыборной кампании президент Садыр Жапаров не раз заявлял о намерении прекратить практику политических преследований предшественников в стране. За несколько дней до приезда Акаева в Бишкек он напомнил о своем обещании в Facebook. Важная деталь: в интервью журналистам Акаев упомянул, что встретился с президентом Жапаровым. Впрочем, об этом официальный Бишкек не сообщал.  

По мнению Кулова, цель властей – доказать, что соглашение по Кумтору было направлено против интересов страны и что при заключении соглашений «были коррупционные моменты». Еще одна цель – доказать, что при разработке месторождения были допущены серь­езные нарушения экологических стандартов.

«Докажем – не докажем – это время покажет, – говорит Феликс Кулов. – Главное – чтобы мы уже имели более хорошие возможности самим управлять Кумтором, добывать золото в пользу страны». 

Марс Сариев, эксперт Института общественной политики Кыргыз­стана, в комментариях bfm.ru предположил, что возможно новое соглашение с Centerra уже на выгодных для Кыргызстана условиях. Он называет Акаева козырной картой в этом процессе: экс-президент должен дать ключевые показания по делу. 

Сариев также не исключает нацио­нализацию Кумтора.

«Мы помним, что в Киргизию приезжал господин Лебедев – известный российский миллиардер, который с экологической инспекцией посетил Кумтор. Думаю, все эти движения не случайны, возможно и участие России в разработке месторождения Кумтор», – говорит эксперт. 

Россия уже заявила себя как «золотой» инвестор, развивая Джеруй – второе по величине кыргызское месторождение золота. 

Читайте также